Затерянные острова (Израиль, 2008). Сценарист и режиссёр Р. Леви

Длительность 103 минуты

Единственный известный автору израильский фильм, который можно назвать семейным кинороманом; его действие развёртывается на Земле обетованной, в Кфар-Сабе на рубеже 1980-х годов. Именно здесь живёт большая и дружная «мишпаха Леви». Кто-то обратил внимание на сходство фамилий семьи и режиссёра? Правильно.  По словам Решефа Леви, сценарий основан на фактах и сюжетах его детства и юности. Первый кадр – показ крупным планом телевизионного, ещё черно-белого экрана на коем идёт популярный в Израиле австралийский сериал «Затерянные строва». Пятеро детей заброшенных на необитаемый остров, осваивают неизвестный им мир. Столько же чад у Симы и Авраама Леви, им также предстоит выйти из уютного мирка и вступить во взрослую жизнь. С чем они войдут в своё будущее?

Достаточно быстро становится понятным, что фильм полифоничен, у каждого персонажа в нем своя мелодия и тембр, но начинать нужно с родителей. Сима (Орли Зильберсац) – классический образец еврейской женщины, растворившейся в семье. И неудивительно, столько забот: родить, вырастить, накормить, обстирывать, решать кучу ежедневных мелких проблем. На этом фоне Авраам (Шми бен Ари) более сдержан, склонен к поучениям, проповедует верность данному слову и настойчивость в достижении мечты. Для детей он высший авторитет, хотя и крутит (втайне от жены, разумеется) роман с секретаршей. Но, до поры до времени это не видно, всё идёт нормально, да и внутренние проблемы домашних более важны. Дети взрослеют. Вот и старшенький – Давид собрался жениться. Радость. Да только в невесты выбрал одну девушку, даже слово дал, а ребёнка сделал другой — соседке. Проблема, как отнестись. И сразу выясняется, что у родителей на этот счёт совершенно разные позиции. Сима мыслит по женски: семья там, где чадо. Авраам против: обещал – выполняй и на свадьбу сына с будущей матерью его внука не явился.Далее близнецы Офер (Ошри Коэн) и Эрез (Михаэль Мошонов) – в их отношениях, как в фокусе проявляется сущность семьи. Офер «складно скроен и крепко сшит», сообразителен, общителен, внутренне гармоничен. Особенных желаний нет, разве что служить в спецназе – все данные и физические и умственные для этого есть. По сравнению с братом более инициативен, поэтому чаще высказывает свои желания. А, по взаимному соглашению, кто первый «застолбил», тот и должен получить. Даже мама, при всей любви ко всем детям, склонна выделять самого красивого и с удовольствием поглядывает на своё творение. Второй – Эрез —  родился слабым, поэтому в дуэте играет «вторую скрипку». Более замкнут, скрытен, самоуглублён. Невозможность самоутвердиться открыто, побуждает его уходить в мир иллюзий – не отсюда ли обожание кино и мечта снимать хорошие фильмы? (похоже, есть некая связь между этим персонажем и личностью режиссёра Решефа Леви). Склонен к импульсивным поступкам, о которых потом сожалеет, но признаваться в ошибках не в духе молодости. В его отношениях с Ошером заложено постоянное эмоциональное напряжение, проявляющееся в не высказываемом недовольстве тем, что мать любит брата гораздо сильнее, чем его. Отсюда, его доверие и даже преклонение перед отцом – чувство, которое принесёт большую беду.Непростые отношения между братьями перерастают в конфликт, когда близнецы влюбляются в одну и ту же девушку. Нета (Юваль Шарф) ребёнок из обеспеченной семьи – дочь бывшего посла Израиля в Иране. Родители, видимо не слишком ладят и дочь о них невысокого мнения. Училась в американской школе, набралась разнообразных, не всегда глубоких знаний о мировой культуре, и, самое главное, она, как и положено женщине, гораздо взрослее, практичнее и в чем-то циничнее своих сверстников. Не желает повторять судьбу родителей и стремится к прочным отношениям. В братьях она чувствует надёжность. Ей больше нравится Эрез – своеобычен, не нахален, но он связан словом и не может «перебегать дорогу» брату. К тому же Ошер красивее, наверное, для девушки и это играет не последнюю роль. Поэтому Нета соблазняет его и делает это вовсе не по причине распущенности, а по глубокому убеждению, что первый секс мужчины надолго привязывает его к женщине. Иллюзия, в которой ей предстоит разочароваться. Но добрые чувства к Эрезу остаются, к нему, в случае чего она бежит за помощью. И он считает своим долгом мирить брата с Нетой, которую продолжает любить.Ключевым эпизодом сюжета становится авария, превратившая Авраама Леви в беспомощного инвалида, требующего постоянного ухода. Истинный виновник трагедии – Эрез, но он боится узнать правду и услышать приговор из уст человека, долгие годы детства бывшего для него высшим авторитетом. Состояние отца заставляет именно близнецов выбирать позицию. Давид уже отделился у него свои заботы, младшим ещё расти. Ну а пока Ошер решительно отказывается от всех своих планов и взваливает на свои плечи груз домашних забот – это делает его ещё ближе матери. Эрез же, которого гнетёт чувство вины, устремляется прочь из дома и по пути брата – идёт в коммандос. Ох и трудно физически не сильному юноше вписаться в новую суровую среду, а ведь он через короткое время попадает в Бейрут. Это самая суровая проверка, которая (судя по различным источникам и израильским фильмам) оставляет свой след надолго. И, к слову, обстановка в стране, непрерывный конфликт с арабами, Кемп-Дэвид, ликвидация ядерного реактора в Ираке, война в Ливане – важная составляющая сюжета

Но семью ждёт ещё одна трагедия – гибнет Ошер. Это так по-израильски. Переживают за одного, находящегося в непрерывной опасности, а нелепо уходит из жизни другой, который служит в тылу, где не рвутся снаряды и не нужно (по крайней мере в зелёной черте) ждать выстрела из засады. Теперь уже Эрез должен вернуться домой, дабы ухаживать за отцом и отчаяние юноши настолько велико, что он готов уйти из жизни. И вот здесь-то делает свой выбор Авраам, ранее узнавший от Неты кто действительный виновник его несчастья и, видимо почувствовавший приближение ещё одной трагедии. Он, против воли жены, отправляет Эреза к возлюбленной, с напутствием: «Я сделал много ошибок в жизни. Но я никогда не ошибался, когда делал что-то ради любви». Мимоходом Авраам сообщает о некоем масляном пятне на дороге, ставшем причиной трагической аварии. И, когда освобожденный от груза вины, Эрев улетает «на крыльях». Сима спрашивает мужа: «Зачем ты сказал ему про масляное пятно», тот отвечает: «Семья, как рука. Каждый – палец. А я большой палец, который охраняет всех. Никогда в жизни ты не расскажешь ему про аварию. Никогда».

Таков итог. Семья главная ценность — это так по еврейски и по человечески. И, хотя есть время жить в ней, но наступает момент уходить из неё. Есть время быть верным ей и изменять ей.  Но, как бы то ни было, главное идёт из семьи – что заложено в ней, остаётся с человеком навсегда. Для любителей хорошего израильского кино.

 

Для любителей хорошего израильского кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.