Длительность 92 минуты
Телефильм. Экранизация малоизвестного рассказа чешского писателя Ивана Ольбрахта (1882 — 1952) «Грустные глаза Ханы Караджич», обнаружить который в русском переводе не удалось. События происходят в Подкарпатской Украине в конце 19 го – начале 20-го века, когда этот регион оказался самым захолустным районом Австро-Венгерской империи. Ханеле Шофар (Л. Желинкова) — младшая дочь религиозных евреев деревни Поляна, строго придерживающихся древних ритуалов и традиций. Её дед и отец ввязались в многолетнюю тяжбу с соплеменниками – хитрой и изворотливой семьёй Фукс и, в результате разорились. Ханеле осталась бесприданницей, в которую был пылко влюблён только сын бедняка Шлойме Кац. Но отец девушки категорически против их брака, ибо папаша Шлойме добывал пропитание нищенством в крупных городах Моравии, что изрядно подорвало его авторитет в общине. А новые веяния доносились даже до Поляны. То известный смутьян, отец гимназиста из Мукачева сообщал будто земля вертится, то доходили непонятный слухи об учении по которому человек произошёл от обезьяны.
Местные мудрецы и особенно портной Пинхас Якубович видели в этом ересь и предвестие раскола среди евреев. Однако дальше – больше. В деревне собрались создавать сионистскую организацию. На первом же собрании желающим предложили записаться в «гахшара» — группу молодёжи, живущую сообща в Остраве и собирающую деньги на алию в Палестину. Ханеле, неожиданно для себя, подняла руку. Родители, скрепя сердце, согласились и девушка впервые в жизни оказалась далеко от дома, в большом городе. Там она работала в швейной мастерской и жила в женском общежитии. Однако идеи сионизма не захватили Ханеле, подсознательно она стремилась к обычному женскому счастью.
Её желание начало осуществляться после знакомства с молодым коммивояжером Иво Караджичем (Мирослав Нога). Возможно, у него есть иудейские корни, ибо при рождении его нарекли Исааком, но он ассимилировался настолько, что не считал себя евреем. Иво совершенно покорился застенчивой красотой Ханеле и она не осталась равнодушна к ухаживаниям общительного и весёлого горожанина. Их романтические отношения развивались, но над девушкой сгустились тучи. Сионистская «квуца» исключила её из своих рядов, так как она не принимала участие в общественной жизни и, вдобавок, задружила с чужаком. Узнав об этом, Иво предложил Хане руку и сердце и, как порядочный молодой человек, тут же познакомил её с матерью. Та была покорена предполагаемой невесткой, но предупредила её о грозящих трудностях при браке с «гоем». Положение осложнялось и тем, что Иво оказался убеждённым атеистом. Однако, он понадеялся на свои способности разрешать любые ситуации и отправился вместе с Ханеле в Поляну. Йосеф Шофар сначала обрадовался выгодному жениху, согласному взять его младшенькую без приданого, но узнав, что его предполагаемый зять гой, пришёл в ужас и отказал Иво.
Ситуация стала стремительно накаляться. Религиозные старики убеждали пришельца вспомнить о своих еврейских корнях, обещали помочь ему в этом и молитвой и советом. Прозвучало даже предложение счесть возврат к еврейству формальностью необходимой для успокоения общественного мнения. Но жених, как носитель новых веяний и поборник свободы совести отказался от всех компромиссов. После этого возмущённые евреи решили побить его камнями. Особую ненависть выказывал несостоявшийся суженый Ханеле — Шлойме Кац. Лишь револьвер в руках Иво и появившиеся местные полицейские остановили беспорядки. Девушка простилась с родителями, разорвавшими после этого на себе одежды и севшими в шиву (траур). Она покинула деревню с тяжёлым сердцем, предпочтя любовь родному для неё укладу жизни. Местный мудрец Пинхас Якубович, которому было видение, гд Всевышний сообщил ему, что спасёт еврейскую общину Поляны ценой смерти одного человека,произнёс вслед Ханеле: «Вот она жертвенный агнец, который очистил деревню. Она одна за всех, смерть, которую прежде не видали».
Писатель-коммунист Иван Ольбрахт, показав картину распада еврейской семьи осудил позицию религиозных евреев. Однако, в сценарии на первый план вышел конфликт двух позиций, которые взаимоисключают друг друга, а выбирать свой путь приходиться наивной, но любящей девушке. Её избранник по-настоящему хороший человек, но и цена выбора невероятно высока. Недаром последние слова фильма, начинающиеся на фоне крупного плана лица главной героини звучат так: «Тень горя и крупинка твёрдости останутся в глазах Ханеле навсегда. И наверняка мечтательная устремлённость вдаль, непреходящая тревога и скорбь тысячелетий будут унаследованы детьми Ханеле и детьми её детей». Сама история рассказана создателями ленты просто, прочувствованно и мощно, без излишнего мелодраматизма. Сценарий выверен: характеры обрисованы психологически точно, действие развивается последовательно и эмоциональное напряжение нарастает вплоть до последней минуты. Режиссура оптимальна и временами производит большое впечатление. Особенно хороши заключительные сцены, когда Ханеле в своей зимней шубе выглядит белой вороной на фоне чёрных одеяний и соплеменников и полицейских. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино и для любителей хороших фильмов.