Длительность 100 минут
Экранизация одного из рассказов Иды Финк (1921 — 2011). Она чудом уцелела во время войны, позднее переехала в Израиль, где и начала переносить на бумагу мучительные воспоминания юности. Всю жизнь писала по польски и все её произведения посвящены Холокосту в стране, где она родилась. Действие фильма начинается в 1971 году. Виолончелистка с мировым именем Клара Планк впервые за много лет приезжает на родину . Встречают её восторженно, именем исполнительницы решили назвать прекрасный концертный зал, где предполагается выступление лучших оркестров и музыкантов. Однако знакомые места оживили в памяти события 1941 года, когда её семья спасалась из города к которому (как явствует из диалогов) приближались гитлеровцы. Именно тогда польская крестьянка, вдова, Эмилия решилась спрятать у себя семью еврейского доктора Артура Бланка: его, жену Клару и двух дочерей (позднее погибших от рук оккупантов).
Её муж пал на войне и она зарабатывала на жизнь тем, что выращивала и продавала овощи. Врач должен был изображать из себя родственника хозяйки дома, также фермера. Он и поселился в доме, тогда как его близкие жили на чердаке, видел как расстреливают несчастных различных национальностей. Но события приняли неожиданный и драматический оборот. Молодой женщине понравился интеллигентный доктор и она предложила ему любовь. Её, истовую католичку, не смущали различия в вере и религии — она надеялась склонить Артура к крещению. Клара, понимая всю сложность положения, согласилась на такой треугольник. Еврейка заявила сопернице, что готова уступить ей мужа, хотя действиями несчастной женщины руководило только одно желание — сохранить убежище. Положение совершенно запуталось после того, как выяснилось, что обе женщины беременны. Артур разрывался между Эмилией и Кларой. Вдобавок, брат погибшего мужа Эмили, добивавшийся молодой вдовы заподозрил еврейское происхождение «родственника».
Кончилось тем, что Бланки перебрались в другое место, но здесь их выследили, арестовали и семья была расстреляна. Чудом уцелела только Клара. Тридцать лет спустя она прошла путями своих страданий, снова увидела соперницу, потерявшую своего единственного ребёнка и рассказала родившейся после смерти отца младшей дочери трагическую историю тех лет. Финальная сцена – концерт, где главная героиня играет музыку Дворжака и видит в зале погибших близких: мужа и дочерей, молодую Эмилию — выглядит символически.Фильм, собравший прекрасных исполнителей, сделан опытной рукой. Достаточно убедительны Йозеф Файнс (Артур Бланк), молодая Клара (Нив Макинтош) и Эмилия (Келли Харрисон), однако, добротная режиссура, в целом, уступает актёрскому исполнению – действию явно не хватает эмоционального накала. Привлекает операторская работа. Великолепные натурные съёмки польской природы усиливают контраст между гармонией мирной жизни и бесчеловечностью войны. Правда, возникают некоторые несообразности, связанные с названием «Весна сорок первого». Ведь гитлеровцы захватили Польшу за полтора года до показанных событий, и страна ещё в 39-м была поделена между Германией и СССР. Поэтому совершенно непонятно какой город в покорённой стране мог столь долго стоять свободным от захватчиков. В западных районах, где оккупационный «новый порядок» уже набрал обороты, такое было просто невозможно. На востоке этого не могло произойти по другой причине, война с Советским Союзом (о которой, кстати, упоминается в одной из средних сцен ленты) началась позднее только летом того же 41-го.
Фильм представляет интерес как одно из немногих обращений израильского кино к теме Холокоста. Он был даже номинирован на премию «Оскар».