Длительность 179 минут
Несмотря на почтенный возраст фильм остаётся одним из самых глубоких исследований природы фашизма. Его сюжет основан на материалах одного из «малых нюрнбергских процессов», проходивших в 1946 – 1949 годах и посвящён тому из них, когда на скамью подсудимых сели законники Третьего рейха. Так как перед нами не документальная драма, имена преступников и жертв изменены, ряд эпизодов домыслен. Известный писатель Эбби Манн («Оскар» за сценарий) задался целью характерной для американцев с их верой в закон и в суд, как высшие проявления справедливости. Он попытался ответить на вопрос: как могло случиться так, что нормы права превратились из средства для защиты граждан от преступников в оружие для обоснования уничтожения людей в руках этих самых преступников. Что важнее сиюминутные политические интересы или же абсолютные этические нормы, определившие общечеловеческие духовные ценности, на которые не влияют отношения между странами и общественными системами. Естественно, в раскрытии этих проблем не обошлось без еврейской темы, но сначала несколько слов о концепции авторов.
Процесс протекал в 1948 году, уже в период развёртывания Холодной войны между СССР и США. Поэтому в фильме отражены попытки антисоветски настроенных американцев смягчить приговор, дабы сделать из бывших врагов верных прислужников. Такое положение позволило части подсудимых играть на противоречиях между вчерашними союзниками и даже запугивать их (вспомним слоган брошенный бывшим гитлеровским прокурором Эмилем Ханом: «Вы осудите нас сегодня, коммунисты осудят вас завтра»). Однако судья Хейвуд (Спенсер Трейси), «деревенщина», как его обзывает кое-кто из персонажей, не поддаётся на давление влиятельных соотечественников. Его сверхзадача вынести приговор с позиций вечных нравственных норм. Поэтому особый интерес представляет сопоставление главного персонажа с образом сидящего на скамье подсудимых влиятельного юриста – Эрнста Яннинга (Берт Ланкастер). Для Хейвуда непонятно как мог человек высокой культуры и самостоятельности мышления, способный осадить самого фюрера, оказаться в плену фашистской идеологии. Ответ на это дал сам Яннинг: им руководило стремление возродить Германию. Ради этого известный законник считал возможным временно отступить от незыблемых норм морали, от принципа защиты права любого живого существа на жизнь, с надеждой вернуться к нему в дальнейшем. Однако этот компромисс стал для него началом дороги в пропасть. Как сказал его оппонент, вынесший ему суровый приговор: «всё началось, когда вы в первый раз осудили невинного». И этим несчастным оказался еврей.Да, Яннинг в 1935 году осудил Лемана Фельденштайна, влиятельного бизнесмена и одного из руководителей еврейской общины Нюрнберга, которому было предъявлено обвинение в сексуальных связях с немецкой девушкой Иреной Гофман (В реальности фамилии обвиняемых были Катцельбергер и Зайлер). По расистским законам принятым незадолго до того, такое преступление каралось смертью. И не имело значения, что у суда не было доказательств, ибо отношение к дочери умерших друзей-немцев у 65-летнего иудея было чисто отеческим. Он помогал ей как внучке. Но Третьему рейху нужен был показательный процесс. Как выразился всё тот же Яннинг: «Это был не суд, а ритуальное жертвоприношение в котором еврей Фельденштайн был беспомощной жертвой». Он же признался: «Я вынес приговор ещё до того как вошёл в зал суда». В этой истории отчётливо проявился подход Манна – Крамера к раскрытию еврейской темы. Для них она часть мировой трагедии истребления десятков миллионов людей организованной немецкими фашистами и их пособниками. Жертвы, показанные обвинителем в продемонстрированных кадрах кинохроники не поделены на национальности – они символ надругательства над человечеством. Скорее всего, именно поэтому с экрана не звучит слово Холокост (да и полстолетия назад такой термин ещё не был в ходу), но это не мешает воспринимать могучий гуманистический заряд ленты, «месидж», как сейчас модно говорить», и отдавать должное гражданской позиции создателей фильма.Для реализации одной из своих лучших работ Крамер привлёк мощную группу актёров. Здесь, кроме упомянутых Спенсера Трейси и Берта Ланкастера Максимилиан Шелл («Оскар» за роль второго плана), Монтгомери Клифт, Марлен Дитрих, Джуди Гарланд. Каждый из созданных ими образов заслуживает отдельного разговора. В целом восхищает высокая степень эмоционально напряжения достигнутая на протяжении почти всего фильма. Этому не препятствует обилие диалогов и то, что значительная часть действия развёртывается в одних и тех же интерьерах зала суда. Трёхчасовая лента смотрится на одном дыхании и оставляет стойкое впечатление. Для зрителей интересующихся темой Холокоста и хорошим кино.