Нюрнбергский процесс (США, 1961) Режиссёр С. Крамер

Длительность 179 минут

Несмотря на почтенный возраст фильм остаётся одним из самых глубоких исследований природы фашизма. Его сюжет основан на материалах одного из «малых нюрнбергских процессов», проходивших в 1946 – 1949 годах и посвящён тому из них, когда на скамью подсудимых сели законники Третьего рейха. Так как перед нами не документальная драма, имена преступников и жертв изменены, ряд эпизодов домыслен. Известный писатель Эбби Манн («Оскар» за сценарий) задался целью характерной для американцев с их верой в закон и в суд, как высшие проявления справедливости. Он попытался ответить на вопрос: как могло случиться так, что нормы права превратились из средства для защиты граждан от преступников в оружие для обоснования уничтожения людей в руках этих самых преступников. Что важнее сиюминутные политические интересы или же абсолютные этические нормы, определившие общечеловеческие духовные ценности, на которые не влияют отношения между странами и общественными системами. Естественно, в раскрытии этих проблем не обошлось без еврейской темы, но сначала несколько слов о концепции авторов.

Процесс протекал в 1948 году, уже в период развёртывания Холодной войны между СССР и США. Поэтому в фильме отражены попытки антисоветски настроенных американцев смягчить приговор, дабы сделать из бывших врагов верных прислужников. Такое положение позволило части подсудимых играть на противоречиях между вчерашними союзниками и даже запугивать их (вспомним слоган брошенный бывшим гитлеровским прокурором Эмилем Ханом: «Вы осудите нас сегодня, коммунисты осудят вас завтра»). Однако судья Хейвуд (Спенсер Трейси), «деревенщина», как его обзывает кое-кто из персонажей, не поддаётся на давление влиятельных соотечественников. Его сверхзадача вынести приговор с позиций вечных нравственных норм. Поэтому особый интерес представляет сопоставление главного персонажа с образом сидящего на скамье подсудимых влиятельного юриста  – Эрнста Яннинга (Берт Ланкастер). Для Хейвуда непонятно как мог человек высокой культуры и самостоятельности мышления, способный осадить самого фюрера, оказаться в плену фашистской идеологии. Ответ на это дал сам Яннинг: им руководило стремление возродить Германию. Ради этого известный законник считал возможным временно отступить от незыблемых норм морали, от принципа защиты права любого живого существа на жизнь, с надеждой вернуться к нему в дальнейшем. Однако этот компромисс стал для него началом дороги в пропасть. Как сказал его оппонент, вынесший ему суровый приговор: «всё началось, когда вы в первый раз осудили невинного». И этим несчастным оказался еврей.Да, Яннинг в 1935 году осудил Лемана Фельденштайна, влиятельного бизнесмена и одного из руководителей еврейской общины Нюрнберга, которому было предъявлено обвинение в сексуальных связях с немецкой девушкой Иреной Гофман (В реальности фамилии обвиняемых были Катцельбергер и Зайлер). По расистским законам принятым незадолго до того, такое преступление каралось смертью. И не имело значения, что у суда не было доказательств, ибо отношение к дочери умерших друзей-немцев у 65-летнего иудея было чисто отеческим. Он помогал ей как внучке. Но Третьему рейху нужен был показательный процесс. Как выразился всё тот же Яннинг: «Это был не суд, а ритуальное жертвоприношение в котором еврей Фельденштайн был беспомощной жертвой». Он же признался: «Я вынес приговор ещё до того как вошёл в зал суда». В этой истории отчётливо проявился подход Манна – Крамера к раскрытию еврейской темы. Для них она часть мировой трагедии истребления десятков миллионов людей организованной немецкими фашистами и их пособниками. Жертвы, показанные обвинителем в продемонстрированных кадрах кинохроники не поделены на национальности – они символ надругательства над человечеством. Скорее всего, именно поэтому с экрана не звучит слово Холокост (да и полстолетия назад такой термин ещё не был в ходу), но это не мешает воспринимать могучий гуманистический заряд ленты, «месидж», как сейчас модно говорить», и отдавать должное гражданской позиции создателей фильма.Для реализации одной из своих лучших работ Крамер привлёк мощную группу актёров. Здесь, кроме упомянутых Спенсера Трейси и Берта Ланкастера Максимилиан Шелл («Оскар» за роль второго плана), Монтгомери Клифт, Марлен Дитрих, Джуди Гарланд. Каждый из созданных ими образов заслуживает отдельного разговора. В целом восхищает высокая степень эмоционально напряжения достигнутая на протяжении почти всего фильма. Этому не препятствует обилие диалогов и то, что значительная часть действия развёртывается в одних и тех же интерьерах зала суда. Трёхчасовая лента смотрится на одном дыхании и оставляет стойкое впечатление. Для зрителей интересующихся темой Холокоста и хорошим кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.