Искажение (Израиль-Франция, 2005) Сценарист и режиссёр Х. Бузагло

Длительность 107 минут

Эстетская мелодрама, сложная по форме, но достаточно простая по содержанию. Её действие, выстраивается из кусочков сюжета и определяется первым эпизодом, где происходит теракт в кафе (в дальнейшем ещё один взрыв, в автобусе неоднократно показывается по телевидению). Драматург Хаим (Хаим Бузагло) должен писать пьесу, но у него творческий кризис и он не может выдавить из себя ни строчки. Его жена Анат (Смарад Кульчински) как раз на подъёме и делает телефильм о судьбе и проблемах бывшего успешного бизнесмена, обанкротившегося и духовно сломавшегося. Герой ленты, в прошлом офицер ЦаХаЛа Давид потерял не только место в обществе и доходы; от него ушла жена, а сын уехал в Австралию. Анат чувствует к нему дружеское расположение, а он начинает испытывать к ней всё более нежные чувства. В то же время Хаим, у которого отношения с женой разладились, подозревает её в измене и нанимает частного детектива Ави (Ави Гиор). Сыщик следит за Анат и её персонажем, снимает их где возможно, устанавливает в квартире Давида скрытую камеру.

Именно он первый сделал вывод о возникновении романтических отношений у пары наблюдаемых. Получая от Ави всё больше материала, Хаим начинает представлять его сценическое воплощение. Это позволяет ему выйти из творческого кризиса и создать на основе своих переживаний и фантазий камерную драму «Искажение».

Пьеса пришлась по душе одному из режиссёров и тот взял её в репертуар своего театра. Значительное место в сюжете занимает показ процесса постановки пьесы. Актёры – исполнители пропускают содержание произведения через свои личности. Попутно обрисовываются отношения в труппе: конфликты, измены, интим, включая гомосексуальную пару. Часть эпизодов снята на улицах Иерусалима и там, как постоянное напоминание об угрозе появляется террорист, взорвавший себя в кафе в начале фильма. Ближе к концу все персонажи (включая Давида и детектива Ави) собираются в доме Хаима на «месибу» (вечеринку), прошедшую, по мнению хозяина вполне удачно. А затем мы видим их же, присутствующих на премьере. Явившийся на авансцене герой пьесы с пистолетом, якобы заряженным одной пулей, на «полном серьёзе» предлагает зрителям сыграть с ним в русскую рулетку («как в фильме «Охотник на оленей»). Прожектор  выхватывает в зале то одно, то другое лицо на которое направлено дуло оружия и усиливая эмоциональное напряжение. Не все персонажи фильма выдерживают такое приглашение. Давид просто покидает зал. В возбуждённом сознании автора пьесы рисуются картины по меньшей в мере двух убийств и одна из погибших его жена. Однако кончается фильм не фантазиями драматурга, а той же, реальной сценой, с которой и начался – взрывом в кафе.Название ленты, очевидно, должно обозначать, что терроризм искажает нормальную жизнь Израиля и порождает постоянную тревогу. Надо полагать, не случайно режиссёр назвал главного персонажа своим именем – в творческом кризисе драматурга Хаима и в проблематике его творения можно усмотреть влияние постоянной опасности нависшей над всеми израильтянами. Эта же причина явно обусловила «рваный» монтаж и часто подчёркиваемое нервное состояние персонажей. Неожиданным диссонансом, призванным обострять восприятие атмосферы действия стало звучание музыки Чайковского, причём в саундтреке использованы самые различные фрагменты, вплоть до православного песнопения из увертюры «1812 год». В целом, лента любопытна, но не впечатляет. Для любителей израильского кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.