Мудрость бублика (Израиль, 2002) Сценарист и режиссёр И. Хейтнер

Длительность 97 минут

Вариант русского названия «Мудрость рогалика». Экранизация романа Илана Хейтнера, сделанная автором и претендующая на глубину. Любопытного зрителя подогревает сопровождающее фильм высказывание Харуки Мураками: «Здесь ведь как с дыркой от бублика. Скажем ли мы: «Внутри нет ничего» или будем утверждать: «есть дырка», — все это сплошные абстракции, и вкус бублика от них не изменится». С такой позиции предполагается оценить ещё одну вариацию на вечную и непростую тему самоопределения молодого человека и его отказа от юношеских иллюзий. Оригинальность сюжета в его прочтении через призму реалий современного Израиля. Главный герой – 25-летний Голан (Гай Лоэль) – выходец из обеспеченной семьи, содержавшей его все годы становления. Но  учёба в университете подходит к концу, папа требует «остепениться». Поэтому наш герой подыскивает себе работу, квартиру и жену, тем более, что его друзья уже это сделали. Бывший спецназовец Гай Кахана (Йорам Закс) — руководитель проекта в области хай-тек. Йос, полностью порабощённый супругой, тем не менее преуспевающий адвокат. Бацаль видит себя гениальным режиссёром, хотя для реализации такой судьбы у него, похоже нет ни воли, ни таланта. В отличие от своих приятелей, Голан привык живёт обеспеченным бездельником и не желает строить будущее с его неприятными обязательствами. Отсюда проблемы.

Взять, хотя бы работу. В своих резюме и собеседованиях он больше самовыражал себя, чем показывал желание играть по общепринятым правилам. Его преследовали неудачи, до тех пор пока он не вызубрил ненавистные ему правила поведения: «Мне нравится организация. Мне нравится подчиняться. Я маленький винтик, выполняющий приказы». Враньё? Да, но его следствие, хоть нелюбимая, но сносно оплачиваемая постоянная работа. Похоже для него это оптимальный вариант существования, ибо к иному способу обеспечить себя Голан не способен.Не просто обстоят дела и «на личном фронте», где мимолётные знакомства с особами прекрасного пола не идёт дальше одного – двух свиданий. Положение могло измениться после того как Гай познакомил нашего героя со своей сестрой Диклой (Аснат Хаким) недавно вернувшейся из США. Та также ищет своё место в жизни, но её поиски осложняются непростым характером. До какого-то момента она свободно меняет партнёров, ведёт себя непредсказуемо, но, после того, как ей понравился Голан, поведение девушки начинает меняться. Довольно скоро наступает момент, когда Дикла не скрывает желания создать семью. Однако она не находит понимания у партнёра, который и тут боится брать на себя серьёзные обязательства. Поэтому любовники расстаются. Голан находит утешение в объятиях блондинки Шарон, а Дикла, в свою очередь также обзаводится бойфрендом. Только потрясение вызванное смертью Гая, погибшего на военных сборах заставляет главного героя задуматься и понять, что в жизни должно быть нечто настоящее. Он бросается к Дикле и их объятие, завершающее действие, возможно обозначает и просвет в отношениях молодых людей и вывод: есть у людей заповедные уголки души, в коих всё должно быть искренним. Итак, со стороны событийной всё более или менее ясно. Но у фильма, рекламируемого как арт-хаус есть менее приятная сторона, проявляющаяся в несовершенстве формы и, в элементарности использования выразительных средств. В интернете есть упоминание, о небольшом бюджете «Мудрости бублика», но это замечание больше похоже на оправдание вялой режиссуры загубившей интересный замысел. Мы знаем достаточно израильских лент, которые при скромности вложенных в них денежных средств умудрялись добиться впечатляющих художественных результатов. Здесь же этого нет, ибо не прозвучал на должном уровне заявленный конфликт, оставшийся на уровне ложной. многозначительности. Недостатки ленты проявились уже на уровне сценарии, перегруженного неинтересными диалогами. Не слишком четко «прорисована» даже главная линия, из-за чего действие временами распадается на череду более или менее удачных сценок сценок из жизни тель-авивской молодёжи. Если добавить к этому невысокий темп развития сюжета, досмотреть фильм до конца – испытание на которое решится далеко не каждый зритель. От режиссёрских установок и неяркое исполнение всех основных ролей. Это обидно, ибо, к примеру, Аснат Хаким (Дикла) явно актриса с большими возможностями. Вероятнее всего, именно по всему сказанному фильм не победил ни в одной из 9 номинаций национальной кинопремии по которым в своё время был выдвинут. Для самых стойких приверженцев израильского кино.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.