Длительность 115 минут
Другой вариант названия — «Разъединение». В русскоязычных сайтах встречается как «Разрыв». Мэтр израильского кино попытался соединить сочетание мелодрамы с политикой. Начало 21 века. Во Франции умер известный журналист и педагог, еврей, проживший много лет в Израиле. После него остались дочь Ана (Жюльетт Бинош) и приёмный сын Ули (Лирон Лево). Ана выросла в израильском киббуце, где, в свою очередь родила внебрачного ребёнка, вскоре бросила его и уехала в Европу. В своём завещании старик поделил всё имущество между ней и внучкой Даной (Дана Ивги), которую, как мы узнаём из разговоров, он почти ежегодно навещал. Девочка выросла и стала учительницей в одной из еврейских школ в секторе Газы. И вот теперь блудная мать, много лет не видевшая чада, должна отправится на Ближний Восток и передать девушке последнюю волю дедушки. Ана направилась туда вместе с Ули, который живёт в Израиле и работает офицером полиции. Как раз в это время перед «миштарой» встала непростая задача: по плану Ариэля Шарона в секторе Газы израильские власти решили ликвидировать все еврейские поселения и отдать эту территорию арабам. И вот совершенно посторонняя женщина, не знающая иврита оказалась в самом центре драматических событий…
Фильм распадается на две части. В первой обстоятельно показана обстановка в шикарном доме покойного и его дочь – взбалмошная, не нашедшая себя женщина. Развитию сюжета не хватает эмоциональной насыщенности, присущей для многих страниц творчества Гитая (он, видимо по натуре человек рассудочный). И, хотя Жюльетт Бинош вносит в создание образа Аны высочайший профессионализм, её исполнение отличает некая скованность, похоже идущая не столько от сущности персонажа, сколько от умозрительных построений режиссёра. Более органичен Лирон Лево, но больше всего понравилась Жанна Моро создавшая из эпизодической роли нотариуса маленький шедевр.
Действие начинает привлекать только во второй половине ленты, показывающей приключение главной героини в Газе. Амос Гитай показывает ликвидацию поселений, как драматическое столкновение людей. С одной стороны поселенцы, в основном религиозные евреи, считающие эти места своей землёй. Для них уход оттуда означает предательство по отношению к своим взглядам. С другой стороны, полицейские и солдаты, обязанные выполнять приказ, даже если он им неприятен. Вот и Ули, симпатичный человек, дисциплинированный офицер вынужден делать работу, которая ему глубоко неприятна. Таким образом, в фильме показано не только разъединение между матерью и дочерью, здесь изображён раскол в среде евреев. А за ограждением деревни стоят палестинцы, только и мечтающие о дне, когда ненавистные евреи освободят, наконец, «их» территорию. На этом фоне движение друг к другу матери и дочери показано психологически убедительно, хотя именно сцены изгнания поселенцев стали эмоциональной вершиной действия. Они приобрели силу воздействия непосредственной репортажной съёмки с места события.
Проясняя позицию в одном из интервью режиссёр сказал: «Своим фильмом «Разъединение» я продолжаю пытаться пересекать не только государственные границы, но и границы, неуважения. Поэтому мы начинаем фильм в Авиньоне, но продолжаем его в момент действия израильских войск в секторе Газа. Таким образом, мы совершаем долгое путешествие через много границ, среди которых не только физические, но и психологические». В целом лента получилась достаточно неровной, впечатляющей лишь в последней трети. Для любителей израильского кино.