Длительность 114 минут
Экранизация одноимённого романа любимого в Чехии писателя Богумила Грабала (1914 — 1997), воплощённая мэтром Иржи Менцелем (р 1938). Перед нами притча о блужданиях человеческой души, осознавшей в итоге бессмысленность стремления к богатству. Обрамление действия развёртывается в 1963-м, когда главный герой Ян Зичи вышел из чехословацкой тюрьмы. Его направили дорожным рабочим в глухой район Судет, брошенный изгнанным оттуда немецким населением. Здесь для своих немногочисленных слушателей главный персонаж вспоминает историю своей жизни, о том, как он, паренёк из небольшой деревушки, решил стать миллионером. Перед войной Ян работал официантом сначала в одном ресторане, затем в другом, третьем (шикарном). Его даже наградили орденом за обслуживание, нет не английского, но абиссинского короля. Любовь к молодой, фанатичной немке Лизе повела юношу в стан фашистов, а стало быть, к предательству. Во время войны его мечта сбылась, побывав на фронте жена привезла ему богатство и эти средства помогли ему купить прекрасную гостиницу, достичь вожделенных миллионов. Но коммунисты спустя всего три года конфисковали отель, а самого хозяина отправили в заключение. При чем же тут еврейская тема?
Она проявляется вторым планом, но, при всей скромности занимаемого в сюжете места, играет важную смысловую роль. Её наиболее важная часть — в судьбе Лизы. Перебрасываемая во время своих фронтовых скитаний из Франции в Россию, находясь в разных городах Польши, немецкая жена Яна грабила евреев-филателистов – такой крошечный имущественный штрих к трагедии Холокоста. Им ведь всё-равно умирать, а ей выгода. К тому же марки занимают немного места, но могут стоить огромных денег. В результате, привезённая ей коллекция содержала потрясающие раритеты, сулящие чете светлое богатое будущее. Однако в конце войны Лиза погибла — бросилась в охваченный огнём дом спасать находящееся там сокровище, а там её задавили обрушившиеся сверху потолок и стропила. Взяв из рук покойницы чемоданчик с марками и вожделенный «еврейский» альбом, Ян осуществил мечту жизни – разбогател, но скоро, по воле коммунистов, ему пришлось расстаться с миллионами. Уже после выхода на свободу он сделал не оригинальные, но проверенные го жизненным опытом выводы: один — награбленное добро во благо не идёт, и второй – испытанные несчастья (в том числе разорение) делают человека порядочнее, человечнее. Без еврейской темы эти умозаключения, возможно, не прозвучали бы настолько обоснованно. Фильм отмечен на нескольких кинофестивалях. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.