Длительность 100 минут
Чуть ли не последний фильмов на идиш, из снятых в Польше и за океаном в 1920-е – 1940-е годы и, по мнению рецензентов, один из наиболее удачных. Экранизация популярной одноимённой пьесы Якова Гордина (1853 — 1909), написанной в 1892 году Большинство критиков усматривают в ней влияние философских идей «Фауста» И-В Гёте, хотя с ещё большей вероятностью, можно выявить параллели с библейской «Книгой Иова». В начале Бог и дьявол заключают своего рода пари цель которого выяснить сохранит ли человек в испытаниях веру во Всевышнего. Главный герой Гершеле Дубровнер (Майкл Михалеско), богобоязненный еврей, изучающий Тору и живущий по мицвот (заповедям). Но переодетый Сатана (Густав Бергер) знакомится с ним и становится лучшим другом под именем Уриоля Моцика. (На единственном найденном в интернете кадре он справа и его внешность напоминает Мефистофеля). По его совету Гершеле покупает лотерейный билет, который, конечно же выигрывает большую сумму. Следующим шагом является предложение нечистого (который сулит золотые горы) создать совместный бизнес. Дело завертелось, денег становится всё больше, но погоня за прибылью превращает религиозного еврея в алчного, глухого к людским страданиям фабриканта.
И вот уже заводчик беспощадно угнетает рабочих, обманывая, обсчитывая их, не давая пособия жертве несчастного случая, произошедшего на производстве по вине хозяина. Разрушается семья. Гершеле портит отношения с отцом, ссорится и разводится с женой, дабы вступить в брак с красивой молодицей. Своими поступками лишается уважения соплеменников оказывается за пределами общины и, наконец, остаётся в полном одиночестве. Показатель его краха – попытка покончить с собой. Финал действия – раскаяние героя. Оценивая фильм и пьесу, критики усматривали глубинный слой содержания. Как отметил Даниэль Уолден (www.jewish-theatre.com): «Конечно, Гершеле стал жертвой спора Бога и Сатаны, но истинная причина его несчастий — собственная слабость, предполагаемый (в подтексте) намек на «гордыню», оказавшуюся выше благочестия. Под занавес Сатана двусмысленно заявляет, что, хотя добродетель восторжествовала, но Гершеле всё равно должен быть наказан». Любопытная деталь: музыкальным фоном драмы стал 23-й псалом, который исполняется главным персонажем, но чем дальше, тем музыка звучит всё реже: образно говоря, её заглушает звон монет. Подобно другим удачным произведениям драматурга текст отличают сочные диалоги – особенно колоритна речь отца главного героя. К сожалению в аннотациях нет материала о художественных достоинствах ленты, но, судя по откликам, это лучший фильм режиссёра Джозефа Сейдена. (аннотация написана по различным источникам и после просмотра единственного короткого фрагмента фильма найденного в интернете)