Длительность 103 минуты
Один из наиболее удачных израильских фильмов 2011 года. Экранизация одноимённого романа Рэйчел Эйтан (1932 — 1987), опубликованного в 1962 году. Название расшифровывается уже в эпиграфе, гласящем: «Существует семь небес. Пятое небо зовётся обителью, ибо на нём обитают скорбящие ангелы, поющие песни в ночи» (Талмуд раздел Моэд). Действие развёртывается в Палестине 1944 — 45 года, в конце эпохи Британского мандата. Тринадцатилетняя рослая и симпатичная Майя Хермони (Амит Московиц) брошена родителями. Мать Анна оставила её ещё до войны и уехала за океан. Отец, вступил в новый брак и мачеха отказалась воспринимать падчерицу. Поэтому папочка, использовав знакомства, сдал дочь в сиротский приют расположенный на окраине Тель-Авива. Как и любому новичку в незнакомом коллективе, ей пришлось завоёвывать себе место под здешним солнцем. Для этого нужно было найти смелость и противостоять властной Батшеве, ставшей своеобразной является «королевой» детского дома. Та требовала безусловного подчинения своей воле; по её приказу воспитанницы провожали её по ночам в туалет в середине ночи, делали массаж, запугивали неугодных ей девочек. Сложные отношения складываются у Майи с директором приюта, человеком левых взглядов, в прошлом одесситом, доктором Довом Марковским (Ихиезкель Лазаров).
Ему, как администратору, постоянно приходилось выбивать деньги на приют у частных спонсоров. А тут, неожиданно для себя, узнал в Майе дочь женщины с которой у него много лет назад был бурный роман – возможно даже девочка его дочь. Но у взрослеющей девушки оказались свои сердечные интересы. Она влюбилась в участника одной из групп Пальмаха, итальянского еврея по прозвищу Дуче. Он нелегально добывал для своих товарищей оружие и прятал его в приюте. Деятельность подпольщика стала известна англичанам, устроившим в детском доме обыск. Поначалу чувство девочки натолкнулась на неодолимое препятствие; у избранника её сердца была подружка среди воспитательниц. Однако он обратил внимание на симпатичную воспитанницу, но его порядочность на дала ему пойти дальше нежных знаков симпатии. За его ухаживаниями с тревогой следил Марковский… Такой опыт ускорил процесс взросления Майи которая понимала больше, чем кажется взрослым. Она по своему пыталась осмыслить свою жизнь и, преодолевала одиночество через творчество. Её пятым небом стала плоская крыша здания приюта, где уединившись она давала волю фантазии и писала рассказы.. В одном из них она стала принцессой, летала с ангелами обещавшими ей счастье. И, конечно, впереди в мечтах была любовь.
Вторым планом в этой камерной по характеру драмы стали события происходящие за пределами приюта о которых у воспитанниц самое смутное представление, как скажем о Второй Мировой войне и о Холокосте. Об этом им могла бы рассказать «кухработник» Пола (Эсти Закхейм), еврейка бежавшая из Европы, в прошлом повар французского ресторана в Варшаве, но она молчала. Гораздо ближе для всех оказалось противостояние с англичанами. Оно предопределило драматизм истории сотрудницы приюта Берты, сошедшейся с женатым английским офицером, который пообещал уйти от жены и жениться на ней «после войны». В честолюбивых мечтах она видела себя в Тель-Авиве и Лондоне и её не пугали обещания со стороны еврейских экстремистов предать её подобных позору. Предупреждения Марковского о возможности обмана со стороны Джимми не подействовали. Вскоре Берта оказалась беременна и, кроме того, подверглась осуждению еврейской общественности и своих коллег. Финал ленты печален. Землю продали под строительство фабрики туалетной бумаги, приют закрыли, а воспитанниц отправили в другие детдома или в кибуцы.
Роман «На пятом небе» содержит автобиографические мотивы. В частности, это относится к тому эпизоду, где Майя пишет рассказы на крыше детского дома. Книга Рейчел Эйтан, была в своё время удостоена престижной израильской литературной премии Brenner Prize. Фильм номинирован на пять наград Израильской киноакадемии и с успехом показан более чем на 20-ти различных международных смотрах. В отзывах отмечается тонкая передача режиссёром интонации прозы выразившаяся в достоверном воссоздании неприхотливой, полной упорства и лишений жизни евреев Палестины в годы войны. Для любителей хорошего израильского кино