Россия 88 (Россия, 2009) Режиссёр П. Бардин

Длительность 103 минуты

Россия88В источниках эту ленту обычно называют «псевдо — документальной драмой». Такое определение дано уже из-за характера съёмки, подражающей работе непрофессионала, на бытовой видеокамере с плохим, из-за различных шумов, звуком. На ней запечатлены будни банды скинхедов, сцены их расправ над чужаками которые, судя по репликам, выкладываются затем в интернете. Попутно объектив фиксирует странную жизнь членов этой группировки. С одной стороны обычные семьи с праздниками, с днями рождения. С другой бездуховный быт, низкая культура, мат – смотреть тягостно. Подлинной отдушиной, придающей подобие смысла бытию группы стал подвал – тренажёрный зал, где приходящие туда чувствуют себя среди своих, где качаются мышцы под портретом Гитлера и периодически проходят пьянки. Вожак этой стаи Штык (Пётр Фёдоров) не забывает о национал-патриотических лозунгах, в которых явно прослеживается влияние фашистской идеологии. Стоящие за его спиной взрослые выколачивают деньги для проведения тренировочных сборов под свастикой, да и более высокая власть не брезгует использовать группу в своих интересах. Фильм привлёк внимание автора каталога потому, что оператором «России 88» оказался метис, полуеврейский паренёк Эдуард (Михаил Поляков). Он же Абрам, Абрамчик или Мойше.

«Кой чёрт понёс его на эту галеру»? Почему он тянется за маргиналами, дома слушает речи Гитлера и учится выбрасывать руку в фашистском приветствии? Ведь, хотя его вроде считают своим, но периодически к его адрес летят оскорбительные реплики, типа:Россия5 «А ну, иди сюда, а то я тебе устрою окончательное решение еврейского вопроса» (мордоворот — то не случайно использует столь знакомый нам оборот речи).  И зоологический национализм в группе процветает не только в действии, но и в роликах. Показательна инсценировка, где ряженый пейсатым датишником неофашист с анекдотическим еврейским акцентом объясняет для записи что такое ЖОП (жидовское оккупационное правительство). С экрана идет текст, сделанный в классических традициях «Наши шекели правят миром и мы превратим всех русских в рабов, потому что все русские – они грязные свиньи».  Появившийся в кадре Штык демонстративно расправляется с евреем, заканчивая экзекуцию классическим призывом: «Бей жидов, спасай Россию».  В такой обстановке неуютно Абраму обижается, но терпит, не уходит. Почему?Россия3

Мотивы поведения Эдуарда мы узнаем это только в середине действия, когда в ответ на вопрос: «Почему ты стал фашистом… Шёл бы, с евреями тусовался, они б тебя в кино пристроили». Штык слышит эмоциональный ответ: «Я – еврей по отцу, то есть для них неполноценный еврей… Они сами все фашисты. Они всех считают гоями. И (для них) я тоже гой. А я не гой. Я патриот России».  В этих словах не просто невежество, но позиция человека оторвавшегося от одного этноса и пытающегося примкнуть к другому, представители которого не считают его своим. Не даром Штык отвечает ему чётко и ясно: «Какой ты патриот России? Ты Абрам». Этим всё сказано.  Россия2Но исповедь продолжается и в ней названа ещё одна, может быть самая важная причина – одиночество.  «Друзей ведь у меня не было… а ты стал для меня близким человеком». Похоже, оба из неблагополучных семей – безотцовщина. К тому же, у физически хилого Абрама есть желание прислониться к сильному плечу, найти защитника. Отсюда его заявление: «Я хочу, чтоб ты знал. Если тебе нужна будет помощь, я всегда буду рядом с тобой». Штык реагирует на это откровение с юмором: «Иди скорей за пивом, неполноценный еврей». Но собачья верность более слабого заявлена и стала «спусковым крючком» дальнейшего конфликта. Именно Абрам увидел сестру Штыка Юлю с кавказцем, заснял на камеру их встречу. Последствия – разборка на железнодорожном мосту во время которой был застрелен один из скинхедов. Затем отряд развалился. Сестра ушла к Роберту. Штык бросился в погоню за ними с верным оператором, убил их обоих. Всё это фиксировалась на камеру. На призыв потрясённого Абрама после преступления уехать куда-нибудь тот услышал: «Разве мы с тобой друзья… ты шестёрка Абрам». Затем главный персонаж покончил с собой и съёмка оборвалась.Россия1

Павел Бардин убедительно показал в «России 88» не столько образ еврея, или человека которого в России считают евреем, сколько чужака, примазавшегося к скинхедам. Такой персонаж был ему  нужен, чтобы показать заявленные в сюжете конфликты, как бы со стороны — недаром он сделал его оператором. Однако Абрам – фигура достаточно красноречивая не только в рамках фильма. В большинстве российских коллизий еврей или иной «посторонний», может быть наблюдателем в любых общественных процессах, но никогда не будет для значительной части населения России их полноправным участником. В стабильной ситуации ему об этом могут и не сказать, но в кризисные времена обязательно напомнят. И лента предлагает об этом не забывать А для нас фильм, кроме всего прочего, — содержательное обращение к еврейской теме в современном российском кино.    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.