Длительность 137 минут
Редко какой фильм на библейскую тему вызвал всеобщий интерес и ожидался с бОльшим нетерпением. Этому способствовали личность режиссёра и обилие разнообразной информации о его проекте. Естественно, краткого описания истории Всемирного потопа изложенного в 6-7 главе книги «Берешит» («Бытие») не хватило для сценария 135-минутного фильма. Поэтому его авторы не только создали свою концепцию фрагмента Книги книг, но и досочинили ряд сюжетных линий. При этом, известный мастер Дарррен Аронофски поставил сложную цель сделать гибрид современного блокбастера с начавшимся ещё в эпоху «великого немого» показом вечного звучания заложенных в Библии нравственных проблем. Он решительно раздвинул хронологические рамки действия, придав ему, тем самым, эпический размах. Так появился пролог, бегло пересказывающий основные события от грехопадения (сугубо христианское понятие) и изгнания из рая Адама и Евы. Далее показано убийство Авеля Каином и расселение по миру потомков первой пары людей. Эти ключевые события повлияли на все последующие события в истории человечества. В то время, как род Сифа стремился облагородить и украсить землю, семя Каина бездумно потребляло ресурсы, истощая природу и возмущая Творца. Вот вам и непреходящая ведущая тема современности – защита экологии, поданная как необходимость сохранения гармоничного мира подаренного Всевышним людям.
На таком фоне главный персонаж должен доказать, что у человечества есть шанс доказать свою состоятельность в глазах Г-да, но изображение контактов Ноя (Расселл Кроу) с высшим разумом проникнуто новыми веяниями. Разумеется, появление на экране седобородого дедушки Б-га стало в нынешнем кино признаком архаики и, похоже, навсегда осталось в прошлом. По фильму импульсы свыше проникают в подсознание главного героя и лишь затем осознаются им либо через размышление, либо через общение с близкими по духу людьми. (Носителем вековой мудрости в фильме выступает старец Мафусаил, просто великолепно сыгранный Энтони Хопкинсом). Заодно приводятся в некое соответствие религиозная и научная концепции сотворения Земли. Возможно, это раздражает кондовых следователей различных конфессий, но вполне устраивает зрителя ищущего более сложного разумного объяснения закономерностей окружающего мира. Такой подход ставит в центр содержания ленты совершенно еврейскую проблему выбора, сделать который очень непросто. К тому же, принятие любого судьбоносного решения осложняется и двойственностью личности Ноя, где совмещаются хорошее и плохое, добро и зло. Осознание же несовершенства своей натуры порождает у праотца глубокие сомнения в справедливости своей миссии по спасению своего живого, вплоть до глубокого убеждения в необходимости уничтожения недостойного человечества. В этом и заключается его ошибочное прочтение воли Всевышнего, которое он воплощает с решимостью узколобого догматика.Следует отметить, достаточно четкую логическую конструкцию сценария. Каждый персонаж ленты несёт в нём вполне определённое смысловое значение. Так, жена Ноя Наамех (Дженнифер Конноли) — символ женщины сострадающей не только своим детям, но и всему живому. Она выступает олицетворением любви, милосердия и эти качества, именно во многом благодаря ей проникают и становятся главными в душе её фанатика-мужа. Интересна и спасённая от рук жестоких насильников тяжело ранивших её Ила (Эмма Уотсон). Эта отсутствующая в Библии женщина — любовь Сима. Долгое время и она и семья Ноя считала её неспособной иметь потомство, но она избавилась от беды через благословение старца Метушелаха (Мафусаила). И когда молодая женщина подарила праотцу двоих внуков особенно четко прозвучала неоригинальная но безотказно «работающая» символика: если у действующих лиц есть дети – у них есть будущее. Именно появление младенцев побудило Ноя отказаться от своих мрачных замыслов. Достаточно рельефно выглядит воплощение всего низменного и материального Тувалкаин (Рэй Уинстон). Впрочем, его приключения на борту ковчега не более чем приём призванный оживить историю многодневного плавания библейского судна по водам.Любой блокбастер предназначен для широких масс требующих эффектного зрелища, комбинированных съёмок и чего-либо такого, бьющего по нервам и приковывающего внимание к экрану. Отсюда жесткое изображение в «Ное» насилия людей (взаимоистребление) и природы (катаклизмы и катастрофа Потопа). Для совсем уж невзыскательного зрителя включены падшие ангелы — каменные уроды с горящими глазами и пульсирующим сердцем. Однажды они уже помогли Адаму и Еве, понесли за это страшное наказание, но не побоялись поверить человеку вторично. И за это были вознаграждены: после разрушения тяжёловесных тел их легкие, огненные сущности взмыли ввысь. Красиво, но, как говориться, «из другой оперы», откуда-нибудь из фэнтэзи. Подобные уступки коммерческому кино ослабили смысловое звучание ленты, хотя уровень режиссуры и исполнения в целом оказался достаточно высок. Вот только несколько вредило восприятие Илы (Эмма Уотсон) как повзрослевшей Гермионы Грейнджер. Ну тут уж спасибо Крису Коламбусу, так мастерски выбравшему в своё время детей для «Гарри Поттера».Фильм стал заметным явлением, получив неоднозначные оценки прессы и зрителей. Любители более серьёзного кино в той или иной степени оценили задумку режиссёра, а для массы, желающей бездумного зрелища, лента оказалась слишком серьёзной и потому скучной. Автору этих строк ближе первая группа, но он считает, что постановочный размах во многом подавил непосредственную интонацию, сделал фильм умозрительным и потому слабодейственным. Ниже приведено несколько положительных откликов на фильм, взятых из различных сайтов.Лента настолько же масскультовая, насколько и авторская. Во-первых, от канонического сюжета здесь осталось не более половины, во-вторых, узнаются фирменные достоинства режиссуры Даррена — визуальное качество и работа с актёрами. Это один из красивейших эпиков в истории: CGI, stop-motion и природа Южной Исландии правят бал. Негоже соотносить разные по жанру вещи, но руки чешутся отметить, как эстетически выгодно смотрится картина рядом с какой-нибудь безвкусной фантастикой и экранизацией комиксов… Внешняя стилистика напоминает «Властелина Колец», причём сравнение не в пользу Питера Джексона, хотя ему можно сделать скидку из-за более чем десятилетней разницы в датах выхода. Вкус изменил Аронофски лишь раз — когда он ввёл странных падших ангелов, стражей, похожих на трансформеров, только из камня.Режиссёр не пошёл на уступки продюсерам и кинокомпании (а если и пошёл, то на небольшие) и всё-таки снял фильм по своей давней задумке, создав своеобразную, вольную экранизацию легендарных событий. При этом было бы глупо ожидать от Даррена, известного автора в жанре арт-хаус, архетипическую передачу сюжета библейского эпоса. Но Аронофски, ищущий глубинные смыслы в человеческом поведении и вкладывающий философские пласты в свои творения, просто не мог не пойти уникальным художественным путём, осуществляя личный проект мечты. Его праотец Ной — вовсе не набор штампов о святом человеке, но личность со сложным характером, раскрытым режиссёром и актёром сполна.«Ной» если не лучший, то уж точно самый оригинальный и необычный фильм года. Перед нами, по сути, блокбастер уровня того же «Аватара» Джеймса Кэмерона, ведь над этим проектом тоже была проделана колоссальная работа, результаты которой просто восхищают. Фильм доступным языком, хотя и в несколько вольной трактовке, рассказывает всем известную историю, которая именно своей вольностью, возможно и не понравиться отдельной категории зрителей, но рядовому зрителю придется по вкусу. Ведь лента успешно совмещает в себе сразу несколько сюжетных линий и жанровых категорий, причем в каждой из них картина выглядит уверенным конкурентом: фильм-катастрофа, военное полотно, историческая драма и приключенческий блокбастер одновременно. Действие притягивает и увлекает одновременно, его тягучая плавная атмосфера словно заволакивает зрителя, делая его полноправным участником происходящих на экране событий. Тут же стоит отметить шикарный 3D эффект присутствия, который особенно порадовал и сделал наиболее зрелищными апокалиптические эпизоды Всемирного Потопа.