Чайковский (СССР, 1970) Режиссёр И. Таланкин

Длительность 125 минут

чайковский1Еврейская тема в этой двухсерийной ленте с достаточно далёким от реальности сценарием, пробивается уже в первые минуты вместе с интересным образом знаменитого пианиста и педагога, крещённого еврея Николая Рубинштейна (1835 – 1881). Основатель и первый директор Московской консерватории, сыгравший большую роль в развитии музыкального образования в России, был многолетним и близким другом композитора. Артист Владислав Стржельчик лепит многозначную фигуру. В начале его персонаж показан, как импозантный барин, завсегдатай московского привилегированного клуба. В музыке он предстаёт приверженцем традиций. Играя фрагменты из Первого фортепианного концерта своего друга Чайковского, он выносит вердикт: «зачем писать расходящиеся октавы, когда удобнее играть параллельные… А ты подумал о том, кто твою музыку будет играть… так то я, а другой на этом себе пальцы сломает». Пётр Ильич не последовал настоятельному совету (почти приказу) и Рубинштейн, принципиально отказался солировать на премьере (кстати, исторический факт), хотя в дальнейшем считался одним из наиболее авторитетных исполнителей произведения. Именно с этим творением связано последнее появление Николая Григорьевича на экране.

Его ученик-пианист задаёт учителю уже известный нам вопрос о расходящихся и параллельных октавах. Тот, умудрённый опытом, со смехом вспоминает свои глупые представления и говорит «Пётр Ильич написал это не для удобства нерадивых исполнителей, Вот послушайте, как я буду играть его в Париже. И запомните этот концерт будет любимым произведением пианистов. Это я вам говорю, Рубинтейн» Следующие кадры показывают нам его уже в гробу.чайковский2Другие сюжеты связанные с Рубинштейном раскрывают его реальную или вымышленную роль в личной жизни композитора, показывая Николая Григорьевича верным, хотя, где-то и деспотичным другом. Один из них относится к изображённому в фильме роману Чайковского с певицей Дезире Арто. Композитор, вроде бы, хотел ради неё бросить всё броситься за женатой дивой в Париж. Из разговора других персонажей: критика Пухальского с Надеждой фон Мекк мы узнаём, что этот замысел был разрушен именно Рубинштейном. В диалоге же главных персонажей в ответ на слова влюблённого Петра Ильича «какой поразительный голос», – следует ответ Николая Григорьевича: «Ну и таскался бы ты за этим поразительным голосом по всем закоулкам Европы. Хватит с нас господина Тургенева с его мадам Виардо. Мне ещё потомки спасибо скажут за то, что я сохранил для России Чайковского. И ты мне скажи спасибо. Если бы не я, был бы ты на месте её супруга, этого болвана Падилы». Ещё одна сюжетная линия, где Рубинштейн играет заметное место, это эпизоды посвящённые неудачной женитьбе композитора на Антонине Милюковой. В них Николай Григорьевич также выступает благодетелем главного героя. Именно он после нервного срыва Чайковского, бежавшего из дома, нашёл для него спонсора в лице Надежды фон Мекк и та дала отступные – 10.000 рублей (по тогдашнему огромные деньги) необходимые для расторжения брака.чайковский3К сожалению, великий Антон Рубиштейн (1833 – 1896) пока ещё не сподобился такого отражения на экране. В «Чайковском» он мелькает лишь пару мгновений, во время панихиды над гробом своего брата Николая.  Материал для темы евреи в русском и мировом искусстве.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>