Длительность 97 минут
В российских сайтах встречается под названиями «Кидон» и «Операция «Копье». Очень удачная интеллектуальная шпионская комедия, имеющая, на мой взгляд, немного аналогов в мировом кино. В основу сценария лег реальный исторический факт. 19 января 2010 года в номере шикарной гостиницы арабского Дубаи обнаружили мёртвым одного из лидеров Хамаса Махмуда Аль-Мабхуха. Спустя месяц газеты всего мира сообщили о неких четырёх убийцах, вычисленных через просмотр данных обычных камер наблюдения. Местные спецслужбы немедленно объявили злоумышленников агентами израильской разведки, но ни арестовать их ни доказать как-то по иному свои обвинения так и не смогли. (Те уже давно исчезли из страны). Блюстителям порядка пришлось довольствоваться обнародованием фальшивых паспортов и 26 псевдонимов предполагаемых преступников, большая часть которых принадлежала израильтянам с двойным гражданством. Моссад со своей стороны, как обычно, никак не комментировал это событие, многие детали которого неизвестны и до сих пор.
Режиссёру ленты Эммануэлю Накашу понадобились нетрадиционный подход и много выдумки для съёмок на таком материале остросюжетной комедийной ленты. Естественно, он заявил, что все персонажи, кроме убиенного террориста вымышлены. Любопытно что же у него получилось.
По киноверсии, действие которой начинается 18 февраля 2010 года, в Моссаде невероятно удивились растиражированной на весь свет информации о ликвидации некой группой Мабхуха. Премьер-министр Израиля потребовал подробностей о столь нашумевшем удачном покушении. В разведке переполошились; по её данным ни один из засвеченных «агентов» никогда на Моссад не работал. Поэтому один из руководителей разведки Яир Ицхаки (Сасон Габай) отдал приказ представить пред свои ясные очи удивительных шпионов. Когда израильтяне задержали фигурантов громкой истории, они увидели трио незаметных франко-израильтян, людей не слишком нравственного поведения. Среди них эксперт по антиквариату и по совместительству авантюрист Даниэль Леви (Томер Сисли), хакер из «Facebook»а (Кев Адамс) и бывший профессор-химик, завсегдатай публичных домов Эрик (Лионель Абелянски). Единственной израильтянкой в квартете оказалась красавица Эйнав Шварц (Бар Рафаэли) ставшая по плану наживкой на которую попался «борец» за свободу Палестины. Все четверо отказались говорить с кем-либо без контактов с одним человеком. Так на сцене появился Ариэль Пальмух (Шай Авиви) уволенный из «компетентных органов» четыре года назад после провала покушения на того же Махбуха, организованного им в столице Иордании Аммане. По его словам он решил исправить свою вину и, действуя от имени Моссада, собрал команду авантюристов способных устранить опасного лидера ХАМАСА и назвал её сверсекретной группой «Кидон» — «Копьё», . За полфильма нам раскрывают всю кухню операции и зрителю она вроде бы понятна.Однако новый поворот сюжета подстёгивает внимание зрителя. Даниэль Леви похитил из номера Махбуха его ПК в котором содержались бесценные сведения об иранской ядерной программе. Вор оценил записанные на нём данный в сто миллионов долларов. За этим ноутбуком открывается форменная погоня иранской разведки, спецслужб России и даже французского посла, жена коего Солен Гарнье (Элоди Эсме) питает к Даниэлю нежные чувства. Без просмотра трудно определить хитросплетения сюжетных линий, но в деятельности многочисленных агентов сплошь да рядом проходят элементы работы на два фронта, при этом каждый из них просто обязан обдурить противника. В этом хороводе обмана убийцы, в гриме и масках пробирающиеся по коридору гостиницы к номеру аль-Мабхуха, выглядят уже не столько зловещими фигурами, сколько ряжеными готовыми к карнавалу. Более того, выясняется, что самого покушения как такового не было, а показанная на экране история – грандиозная фантасмагория. О её высоком уровне свидетельствует то, что участники игры даже «вживили» в Моссад свою представительницу Элизабет Атлан талантливо сыгравшую роль полковника «миштары» Орны Маймон. И т д, и т п. В конце фильма мы слышим закадровый голос «Кто может утверждать, что никогда и никого не обманывал (…) В конечном счёте все обманщики. (…) Мы тратим свою жизнь, чтобы научиться преуспевать в обмане». И нам становится ясным чисто французская позиция создателей фильма – показать нечто вроде притчи о всеобщей лжи, предстающей чуть ли не символом современного мира. Единственная истинная ценность в нём – любовь мужчины и женщины.
Ещё раз подчеркнём высокое качество ленты. Съёмки подобного сценария в ОАЭ по вполне понятным причинам исключались, поэтому интерьеры Дубаи воссоздавались в лучших гостиницах израильского Эйлата. Основательная подготовка позволила привлечь хороший ансамбль актёров, среди которых критики отмечают Томера Сисли и Сассона Габая. Однако настоящей сенсацией стало участие в ленте супермодели Бар Рафаэли. Именно она по сюжету обольщает террориста и препровождает к его номеру убийц. Сама исполнительница говорит: «Вы должны понимать, что я — родом из Израиля, поэтому я наслышана о секретных миссиях, проводимых сотрудниками спецслужбы «Моссад». Нам всем очень интересно узнать об их операциях и об этой в частности. Когда я впервые услышала о ней, у меня возникло такое ощущение, что это происходило в кино – настолько нереальным было все происходящее, и мы до сих пор не знаем, что же произошло на самом деле».
Ну а впечатление от фильма у разных зрителей сложилось своё. Так, по данным интернета, родственники аль-Мабхуха решили подать в суд на продюсеров «Копья», ибо «лента искажает образ героя сопротивления, изображая его бабником и любителем спиртного». Впрочем, дальше громких заявлений дело, кажется, не пошло. Для любителей хорошего кино.
Бар Рафаэли а не Михаэли