Жиды города Питера (телефильм, Россия, 1993) Режиссёр Е Плугатырева

Длительность 70 минут

Жиды1Экранизация последнего совместного произведения Аркадия и Бориса Стругацких — пьесы «Жиды города Питера или невесёлые беседы при свечах», сделанная в северной столице. Содержание пьесы продиктовано смутным временем начала 1990-х. Таинственный человек в черном плаще ходил вечером по квартирам многоэтажного дома современного города, где то и дело гас свет. От имени некоего С.А. он вручал различным категориям населения повестки типа: «Все жиды города Питера и окрестностей должны явиться двенадцатого января, к восьми часам утра на стадион „Локомотив“. Иметь с собой документы, а именно: свидетельство о рождении, паспорт, расчетные и абонементные книжки по оплате коммунальных услуг. Все ценности, как-то: меха, наличные деньги, сберегательные книжки, валюту, драгоценности и украшения, а также коллекции – оставить дома в надлежащем порядке. Жиды, не подчинившиеся данному распоряжению, подлежат заслуженному наказанию». Подобные вызовы получили богачи, распутники, дармоеды, мздоимцы, вот только места сбора им назначались другие.

Милиция по телефону ответила, что такие «приглашения» распространяются повсеместно и их нужно выполнять». После недолгого обсуждения проклятого вопроса: как быть, воспитанные законопослушные граждане начинают… собирать вещи. Все, даже не забывший прошлое еврей Александр Рувимович Пинский, в уста которого вложено следующее точное соображение «Вижу, что ни хрена вы не узнаёте и не помните ни хрена. В сорок первом году в Киеве немцы такое же вот расклеивали по стенам, почти слово в слово… «Жиды города Киева»… А потом был Бабий Яр! Неужели не помните?..» Этими словами перекидывается мостик от гитлеровцев к экстремистам рубежа 1990-х, готовых обрушиться на любую неугодную им и произвольно выбранную прослойку граждан. И хотя, в тревога в конце-концов оказалась ложной, понимание возможной опасности после просмотра телефильма не исчезало. Оно полностью отвечало состоянию, которое испытывало большинство населения развалившегося СССР в условиях ослабления центральной власти, разгула жестокости, преступности и фокусов политических авантюристов всех мастей. Оживление антисемитизма на этом фоне лишь подчёркивало кризис общественной жизни.

Сюрпризом для создателей пьесы оказалось её «попадание в десятку». Борис Стругацкий в одном интервью отмечал:  «Надо сказать, мы совсем не планировали ее для театра, и полной для нас неожиданностью оказалось, что пошла она широко: Ленинград, Москва, кажется, Воронеж, Новосибирск, еще где-то. Был момент, когда она шла в доброй дюжине театров разом. В Киеве её поставили под названием „Жиды города Киева“». Известно также, что авторы категорически отказывались сокращать название пьесы и оставить только вторую половину «Невесёлые разговоры при свечах». В Петербурге после показа телефильма  в рамках программы «Пятое колесо» сделали публицистическую телепередачу, в которой сцены из постановки перемежались разговорами с горожанами. У людей прямо спрашивали, как бы они поступили, получив, подобную повестку. Среди группы опрошенных оказались участники семинара писателей-фантастов, возглавляемых Борисом Стругацким.

Первоначально трагикомедия увидела свет в Александринском театре. Именно оттуда режиссёр пригласила в телефильм полный состав исполнителей. Все основные сцены были сняты в интерьерах, лишь несколько эпизодов досняты на улице. К сожалению, ныне эту экранизацию не повторяют. Автор сохранил воспоминание о ней по старому просмотру и по памяти написал её длительность. Фильм невозможно найти в интернете, хотя его копия, наверняка, где то хранится. Известно, только что он был тепло встречен зрителями и с успехом показан на фестивале «Золотая Ракла» в Болгарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.