Память вещей (Израиль-Франция-Италия, 1995) Режиссёр А. Гитай

Длительность 110 минут
Памятьвещ1В иврите «דבר» обозначает вещь, слово, дело, что добавляет смысловые оттенки в содержание ленты. В англоязычных сайтах встречается вариант перевода. «Меморандум взаимопонимания». Первый фильм, который Гитай снял после десятилетнего отсутствия на родине. Вольная экранизация романа Яакова Шабтая, куда режиссёр ввёл много личных размышлений. Время действия — начало 1990-х; основные герои — трое жителей Тель-Авива, мужчин разменявших пятый десяток. Пора подводить итоги, но они не утешительны, ибо ни у одного из них не сложилась чёткая жизненная цель. Сезар (Асси Даян) — эгоист, занимающийся только собой и постоянно уклоняющийся от принятия на себя каких-либо обязательств. Его положение осложняется разборками с двумя любовницами, при этом он не знает, какой из них отдать предпочтение. Голдман (Амос Гитай) — родился в год войны за Независимость. Он умён, честолюбив, стремится оставить след в мире и единственный из главных персонажей остро осознаёт неотвратимость быстротекущего времени. В Израиль приехал, чтобы поклониться могилам родных, особенно любимой рано умершей сестры, и посетить места своего детства. Однако нити, связывающие его с прошлым оборвались, ибо дорогие по воспоминаниям старые кварталы вытеснены новостройками.

Последний из троицы — Исраэль (Амос Шув) живёт в принадлежащей Сезару фотостудии, не работает и проводит дни, играя в ансамбле таких же как он самодеятельных музыкантов. Его характер выписан не столь тщательно, но эта личность представляет собой как бы эмоциональный фон на котором рельефнее проявляются личностные черты друзей. Всё действие занимает менее года. Оно начинается на похоронах отца Голдмана и заканчивается моментом, когда опускают в землю его самого.
Критики предположили, что проблематика ленты обусловлена неким внутренним кризисом, переживаемым режиссёром. В пользу этого говорит и факт исполнения Амосом Гитаем одной из главных ролей. Рецензенты отметили господствующую в фильме интонацию глубокого пессимизма и разочарования. Основные персонажи испытывают кризис веры и в общечеловеческие и в еврейские ценности. Не имея цели, они просто плывут по течению жизни, делая все как-бы по инерции: встречаются, общаются, занимаются привычными делами и обыденным сексом. Оболочка скрывающая их пустоту — постоянный юмор граничащий с сарказмом. Сесар и Голдман высмеивают не только настоящее — политику Израиля, но и прошлое — основателей еврейского государства, «сионистскую утопию». Словом перед нами представители поколения утратившего по мнению режиссёра связь с прошлым, потерявшего «память вещей». Похоже, он показал и обречённость «Абрамов исторического родства не помнящих» через последовавшую в финале смерть Голдмана. Лента показывалась на нескольких фестивалях, но не вызвала энтузиазма ни у зрителей, ни у критиков. В скупых откликах отмечается высокая изобразительная культура, обилие диалогов и недостаток динамики. Любопытно бы посмотреть. (материал составлен по различным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.