Длительность 170 минут (2 х 85)
Экранизация романа Элис Хоффман, использовавшей реальные события, как канву для сентиментально — романтической мелодрамы. Трагические события Иудеи 1-го века показаны глазами двух женщин, связанных судьбой и дружбой. Действие охватывает почти 20-ть лет и начинается в 58 году н э. Обрамлением и важной составной частью сюжета стал допрос Иосифом Флавием (Сэм Нил) двух евреек, чудом уцелевших после взятия римлянами крепости Масада и доставленных в Рим. Старшая Шира (Котэ де Пабло) — еврейка из Александрии, где её мать, отступившая от иудейской традиции, стала жрицей любви. Осуждённая религиозными лидерами общины, гетера отправила дочь в Иерусалим, а там девушка устроилась служанкой и воспитательницей к Иосифу бар Эльханану. Здесь же она влюбилась в одного из предводителей радикальной секты сикариев Элазара бен Яира (реально существовавшее лицо) и родила от него дочь Ривку. Её работодатель, сам сикарий и ортодоксальный иудей, осудил Ширу за связь с женатым мужчиной и изгнал из дома. Пережив тяжёлые потрясения, она добралась до Моава, где вышла замуж за местного жителя, но многие годы продолжала поддерживать связь с возлюбленным с помощью голубей.
Её любимая воспитанница Яэль (Рэйчел Броснахан) выросла, но девушку не миновали репрессии римлян. Её отец, брат Амрам (Диего Бонета), а также его друг Бен Шимон (Райчо Василев) организовали в Иерусалиме нападение на большую группу римских солдат, во время которого был ранен даже командир 10 легиона Флавий Сильва. Эта акция вызвала ярость оккупантов и привела к массовой высылке евреев из города. Группе беженцев пришлось идти на восток пустынными местами. Во время скитаний Яэль стала любовницей вскоре умершего Бен Шимона и позднее родила от него дочь Левию. К концу первой серии основные героини встретились в Массаде, стали хранительницами голубятни. Эта деталь должна быть значимым символом, но в фильме не играет особого значения.Вторая половина книги и фильма посвящена непосредственно описанию осады крепости 10-м римским легионом наместника Флавия Сильвы. Здесь у создателей фильма оказалось гораздо больше возможностей для включения в ткань повествования исторических фактов, да и сам потрясающий по силе материал работает на создание сильного впечатления. Конечно, лента — экранизация дамского романа, а особенность подобных произведений — показ событий глазами женщин для которых смысл жизни в любви, а доводы рассудка всегда уступают чувству. Именно таковы основные персонажи Шира, Яэль и Ривка. Их образы осовременены; все они обладают ярко выраженным собственным достоинством и внутренней, да и внешней независимостью. Шира возобновила связь с Элиезером и уже в Масаде забеременела от него вторично. В городе её хорошо знали, чему способствовало тайное знание врачевания, полученное от матери. Но, в глазах многих евреев её способности граничили со сверхъестественными — отсюда прозвище — ведьма из Моава. Она тяготилась подчинённым положением женщины и её зависимостью от мужской жестокости, поэтому попыталась воспитать дочь Ривку как воина Азиза, способного убивать и павшего в Масаде. Яэль же, родив дочь от еврея, избрала любовником пленного раба-германца Винна, хотя вряд ли еврейки 1-го века выбирали партнёров с такой свободой. По воле создателей ленты героини остались в живых после всеобщего самоубийства защитников крепости. И здесь-то раскрылся общий знаменатель вымысла Элис Хоффман и скупых свидетельств знаменитого Иосифа Флавия (37 — 100 г н э), сообщившего что римляне обнаружили в безлюдной крепости только двух женщин и нескольких детей. Две уцелевшие — Шира и Яэль; взяв их в плен, римляне отправили несчастных в столицу империи.Вот тут то и наступает время оценить сквозное, идущее через всё действие, обрамление в котором Флавий допрашивает Ширу и Яэль как свидетельниц восстания, собирая материал для своего знаменитого труда «Иудейская война». Перед нами конфликт кажущихся абсолютно непримиримыми лагерей. С одной стороны мужчина, руководствующийся только изворотливым разумом, позволяющим ради достижения цели идти на любой компромисс. Еврей, предавший соплеменников, воспринявший римскую культуру и образ жизни, ставший слугой и защитником интересов поработителей Иудеи. С другой две иудейки с непростой судьбой. Они не всегда следовали путём традиции, но никогда не отрекались от своего народа и готовы пойти на смерть ради него. Знают о предателе Иосифе бен-Матитьягу и презирают его. Но в данный момент он для них — единственная возможность донести до людей правду о борьбе и гибели защитников Масады, ибо командир 10-го легиона Флавий Сильва в своём отчёте уже оболгал и унизил своих противников. Под воздействием впечатляющего рассказа пленниц бывший еврей, поражённый мужеством патриотов делает свой выбор в пользу правды.Лента сделана на добротном профессиональном уровне, но в первой части обращают на себя внимание различные нестыковки в сюжете. В угоду развлекательности введены мотивы вещих снов, общения с потусторонними силами, выпрошенного у Б-га чуда дождя (у Мёртвого моря это действительно чудо). Возможно, поэтому критика оценила фильм невысоко. Для нас же интересно чуть ли не первое в игровом кино обращение к личности Иосифа Флавия. В отношении описания событий в Иудее гораздо интереснее сериал «Масада» (см каталог). Однако «Хранительницы голубей» безусловно найдут своего зрителя, а точнее зрительниц.
Великолепная работа! Один из лучших фильмов об Иудее первого века. К тому же тут и Иосиф Флавий есть.
По-моему очень хорошее историческое кино.