Длительность 94 минуты
В русских сайтах проходит с подвариантом названия «Помнить». Известный многими наградами Атом Эгоян предложил нам своё понимание Холокоста. Его лента, сочетает «род-муви», детектив и психологическую драму, но полностью осмыслить замысел режиссёра можно только после неожиданного финала. Главные персонажи — представители поколения участников и жертв Второй мировой — ныне глубокие старики. 90-летний американский еврей Зеэв Гутман (Кристофер Пламмер), в прошлом узник Освенцима, а ныне обитатель дома престарелых. В последний день шивы (семидневного траура по жене Рут) он получает от такого же дремучего приятеля-соплеменника Макса Розенбаума (Мартин Ландау) ответственное поручение — найти и уничтожить бывшего блокфюрера концлагеря эсэсовца Отто Валиша, В годы войны тот непосредственно уничтожил их близких, а после 1945-го укрылся от правосудия в США, где мирно прожил много лет под именем Руди Курляндера. Кстати, Макс, прошлом помощник знаменитого охотника за нацистами Симона Визенталя является основной направляющей силой последующих событий.
Ныне старик не может двигаться, прикован к инвалидному креслу но по прежнему горит ненавистью к бывшим гитлеровцам. Своему единомышленнику, страдающему провалами в памяти Розенбаум (на фото ниже он слева) написал подробнейшие инструкции читая которые можно воскресить выпавшую из памяти информацию. Более того, он руководит его действиями по телефону. А консультировать Гутмана необходимо не только из-за его психо-физического состояния, но из-за сложности задачи. По интернету Макс установил места проживания в США и Канаде нескольких Курляндеров из Германии, но лишь один из них настоящий злодей. Оставим в стороне перипетии путешествия Зеэва и перейдём непосредственно к финалу. Конечно, нехорошо раскрывать читателю итог детективной истории, но (что ж поделать) иначе невозможно показать «вкус» режиссёрской «изюминки» Найдя, с четвёртой попытки, нациста из Аушвица главный персонаж обнаружил в его лице… надзирателя Куни Бернштурма. А тот под дулом пистолета доказал гостю, что он вовсе не Гутман, а… искомый эсэсовец Отто Валиш, виновный в гибели многих заключённых разных национальностей. Они вместе готовились к побегу из Германии под видом заключённых и вытравили на руках лагерные номера, отличающиеся на единицу. Когда преступники укрылись за океаном, Валиш женился на еврейке и за много десятилетий полностью идентифицировал себя со своими бывшими жертвами. Потрясённый открытием «Гутман» убил сослуживца, а затем покончил с собой. С точки зрения детективного жанра такой итог ошарашивает зрителя и побуждает его дать фильму высокую оценку именно как криминальной драме. Но за этим легко-понимаемым слоем не следует терять глубинный смысл Эгояна. В его концепции события Второй Мировой уже переходит в разряд явлений старины, наряду с какими-нибудь Наполеоновскими походами или Тридцатилетней войной. Реальность знаний о Холокосте подменяется легендами, тем более, что у преступников выросли внуки-правнуки, коим, естественно, неизвестны кровавые страницы жизни их предков. А на большом временном расстоянии трагедия сглаживается, уже трудно определить правых и виноватых; все — жертвы. И только «обломки» подобные хитромудрому Максу Розенбауму, единственному из персонажей ещё понимающие смысл происходящего не забыли истинный смысл произошедшего и борются за справедливость. Но ведь скоро уйдут и они, а дальше искать разницу между истиной и вымыслом предстоит следующим поколениям…
По данным интернета Лента не вызвала особого интереса и провалилась в прокате, но её высокий художественный уровень несомненен. Отличная актёрская работа Кристофера Пламмера. Для любителей добротного, культурного кино.