Длительность 115 минут
Байопик посвящённый жизни и творчеству бруклинского еврея, одиннадцатого чемпиона мира по шахматам Бобби Фишера (1943 — 2008), причём половина действия посвящена его поединку с советским соплеменником Борисом Спаским (1972). (Дальнейшие события даны всего в нескольких титрах). Главный персонаж (Тоби Магуайр) обрисовывается как незаурядный человек фанатически преданный шахматам, ставший, самым молодым в истории США чемпионом и самым юным международным гроссмейстером в мире. Лента показывает, как с детских лет игра стала для него содержанием и смыслом жизни; он мог работать по 16 — 18 часов в сутки, знал четыре языка (в том числе русский) настолько свободно, что читал на них специальную литературу. Его игра, по реплике одного из персонажей открывала немыслимую красоту древней игры и заставляла плакать видавших виды мастеров. Высшей точкой спортивных достижений по фильму стала 6-я партия матча Спасский — Фишер, явившаяся моментом истины и наивысшим достижением в шахматах в целом.
Так это было в реальности, или нет неясно, но на экране после этой победы даже соперник претендента аплодировал ему. Одновременно лента психологически точно показывает шахматного гения, как аномалию, пример негармоничного развития личности. Чрезмерная сосредоточенность на одном занятии нанесла ущерб всему мировосприятию Бобби, в частности, его способности общаться с окружающими, которых он рассматривал через призму игры. Постоянное одиночество с ранним осознанием своих способностей в условиях привело юношу к завышенной самооценке и нарциссизму, сопровождавшим его в дальнейшем. Поэтому, как мы видим, этот агрессивный параноик не мог быть надёжным партнёром. В сюжете подтвержадется оценка данная чемпиону сайтом «Википедия», «Фишер приобрёл известность не только как обладатель выдающегося шахматного дарования, но и как скандалист. (…) он всегда старался поставить себя выше других участников соревнований, требовал привилегий, нарушал регламент, причём часто делал это грубо и демонстративно». К этому следует добавить подозрительность, переходящую в шпиономанию, ибо постоянные поединки с советскими гроссмейстерами, создали у него глубокое убеждение, что КГБ постоянно следит за ним, как самым неудобным противником, подрывающим монополию СССР на верховенство в шахматах. Доходило до смешного; шахматист разрушал оборудование гостиниц, в котором он (тщетно) пытался обнаружить подслушивающие устройства.Интересующая нас тема проходит в фильме вторым планом, но отражает эволюцию взглядов шахматиста на свой этнос. Как известно, он вырос в неполной семье и споры о том, кто был его биологическим отцом не утихают и по сей день. Его мама Регина Фишер (Робин Вайгерт) грешила левыми взглядами и, возможно, выполняла задания прокоммунистически настроенных групп. В первых эпизодах мы видим квартирку в Бруклине, наполненную богемой. Из уст хозяйки слышим констатацию ненависти к евреям существующую в США и её личной приверженности идеям революции. Именно от неё маленький Бобби, увидевший за окном подозрительную машину, услышал правило поведения: «Если кто-нибудь подойдёт к тебе на улице и станет спрашивать про маму и её друзей, ты должен сказать — мне не о чем с вами говорить». (не здесь ли корни укоренившихся в его сознании недоверии к окружающим и шпиономании).
С возрастом отношения сына с матерью испортились и, возможно, здесь одна из причин его полного отхода от традиции и культуры своего народа, о которых он вспоминал редко и, только тогда, когда это ему было выгодно. По мере стремительного продвижения по карьерной шахматной лестнице и в соответствии с неприятным характером каждого игрока или функционера кто хоть в чём-нибудь не соглашался с ним, Фишер немедленно зачислял во враги. Это относилось и к соплеменникам. В их адрес мы слышим в одном из диалогов следующее обвинение: «Они с детства со мной так (плохо) обращаются… Федерация (шахмат США) зарабатывала на мне деньги и переводила их Решевскому. Тоже еврей, кстати. Что я им сделал? Они все против меня и русские и евреи. Тут куда ни посмотри повсюду их отпечатки». Опасаясь покушения он произнёс в одной из сцен: «Насколько я знаю американских евреев, они могут подстерегать меня в любой момент». Подобные заявления как бы предвещают не попавшие в сценарий широко известные заявления конца 1990-х, насыщенные антисемитскими выпадами. К примеру: «Эти грязные ублюдки, придумавшие никогда не существовавший Холокост теперь пытаются захватить весь мир…» «Америка находится под полным контролем евреев. Всё начальство — евреи, тайные евреи или ЦРУшные крысы, которые на евреев работают. Госсекретарь и министр обороны — пархатые жиды. Посмотрите, что они натворили в Югославии» (речь идёт о бомбардировках Белграда авиацией НАТО). Кстати, похоронен Фишер в Исландии по христианскому обряду. Материал для понимания процесса самореализации евреев в рамках американской культуры и их ассимиляции. В целом фильм убедительно рисует образ маргинала полностью оторвавшегося от своего народа.