Крысолов (США, 1942) Режиссёр И. Пичел

Длительность 87 минут
%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%81%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b21Экранизация одноимённого романа английского писателя Невила Шюта (1899 — 1960), существующего и в русском переводе. Его название навеяно знаменитой средневековой легендой, но действие книги и фильма происходит во Франции 1940-го. Уже пожилой и добропорядочный англичанин Говард (Монти Вулли) отдыхал в предгорьях Альп, где его и застало известие о начале германского наступления. Когда он решил вернуться на родину, британский представитель при Лиге Наций Кэвено уговорил соплеменника взять с собой двоих его отпрысков: Ронни и Шейлу. Старик с неохотой согласился, но не учёл ни скорости наступления гитлеровских войск, ни болезни девочки, задержавшей его на пару дней. В результате, ещё до Парижа упорядоченную поездку оборвал хаос войны. Переставшие ходить поезда сменились автобусами, а далее пришлось и вовсе идти пешком, испытать бомбёжки, лишения, питаться как придётся и ночевать где-попало. Но, самое главное, группа росла: её пополнили маленькие жертвы войны:  Роза, Пьер, голландец Виллем. В Шартре беглецы нашли приют в семье французских знакомых Говарда — Ружеронов, чья молоденькая дочь Николь, как выяснилось, была возлюбленной сына Говарда — Джона — пилота английских ВВС.

С  помощью девушки беженцы продолжили путь на север, но уже недалеко от моря попали в руки дотошному гестаповцу, майору Диссену (Отто Премингер). Над жизнью Говарда и его спутников нависла смертельная опасность. Старика заподозрили в шпионаже и фашист проверял свои предположения с немецкой пунктуальностью и нацистской бесчеловечностью. А когда убедился в безоговорочной честности и наивности задержанного, сделал ему неожиданное предложение. Он отпускал «Говарда и компанию» в Англию с условием, что те возьмут с собой в Лондон и далее переправят в США к родственникам… племянницу нациста. Ею была шестилетняя галахическая еврейка Анна, которой грозила депортация в концлагерь. Поведение эсэсовца нетипично и потому трудно объяснимо. Может быть писатель хотел показать, что не все гитлеровцы преступники и звери? Так или иначе, но отражение еврейской темы было отмечено критиками, хотя в экранизации, по сравнению с литературным источником, она сильно урезана и потому звучит невнятно. А ведь среди персонажей романа есть ещё и образ маленького польского еврея Маржана Эстрейкера, сироты, нашедшего после гибели родителей приют в семье французских фермеров. Но из сценария его фигура по непонятным соображениям выпала.%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%81%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b23Несмотря на невероятный сюжетный ход с племянницей Диссена, придавший всей истории некий сказочный оттенок, фильм был встречен хорошо. Этому, прежде всего, способствовало мастерство, известного комедийного артиста Монти Вулли убедительно сыгравшего одну из немногих своих серьёзных ролей. Его Говард, по мнению рецензента «раздражительный старый простофиля, коему все дети одинаково неприятны. Но во время поездки он осознаёт себя защитником и хранителем беззащитных существ, полностью зависящих от него. Это совершенно новое для него чувство пробуждает в старике черты характера, о которых он сам и не подозревал. (…) При столкновении с майором Диссеном он ведёт себя с редким достоинством и готов пожертвовать всем что имеет для безопасности своих подопечных».%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%81%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b22 Кстати, беженец из Европы, наш соплеменник Отто Премингер также проявил себя интересным исполнением роли Диссена и далее в своём режиссёрском дебюте «Грань ошибки» (см каталог) ему снова пришлось играть гитлеровца. Успеху у прессы и зрителей способствовала и найденная режиссёром сочувственная интонация. Как писали в «Нью-Йорк Тамс» (13 августа 1942 года) ««Крысолов» не пытается захватить нас какой-то изощрённой интригой, но в нём есть душевная теплота, а за это нужно благодарить всех создателей ленты. Юмор в подобной драматической истории может быть неуместен, но сценарий Нуналли Джонсона безупречен в своём безукоризненном смешении смеха и пафоса. Режиссёр поставил непростой сюжет с редким тактом, что нечасто встречается в нашем кино». Фильм вошёл в десятку лучших лент 1942 года, а также выдвигался на «Оскар» по трём номинациям, хотя не получил ни одной статуэтки. (составлено после просмотра отрывков фильма и по различным источникам).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.