Адрес неизвестен (США, 1944) Режиссёр У. Мензис

Длительность 75 минут
%d0%b0%d0%b4%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%bd1Экранизация одноимённого романа Кэтрин Тэйлор (1938), одна из немногих лент военного периода касающихся темы гитлеровского антисемитизма. Судя по различным источникам, действие развёртывается в середине 1930-х. Еврей Макс Айзенштайн (Морис Карновски) собирается открыть в Сан-Франциско художественную галерею. Его закадычный приятель немец Мартин (Пол Лукас) решился поехать на историческую родину. Их дети Генрих Шульц (Питер ван Эйк) и Гризелла Айзенштайн (Кейт Стивенс) любили друг друга, но девушка отложила свадьбу, так как лелеяла честолюбивые замыслы стать актрисой. Шульцы отправились в Мюнхен; с ними поехала и Гризелла, дабы начать в Старом свете артистическую карьеру. (Генрих остался в США). В Третьем рейхе Мартин встретил влиятельного фашиста  барона Фрише (Карл Эсмонд), оказавшегося его злым гением. Сыграв на национальных чувствах нового знакомого, функционер вовлек приезжего в деятельность нацистской партии.  Вскоре Шульц получил ответственный пост в министерстве пропаганды, однако теперь должен был вести себя так, как требовали его работодатели. В частности, он порвал отношения с другом-евреем. Не получая от него сообщений Макс решил, что приятель боится слежки и отправил ему письмо со знакомым. 
Мартин встретил посланца крайне холодно и сомнения в подлинности его антисемитизма рассеялись… Тем временем Гризелла Эйзенштайн под псевдонимом Стоун поступила в труппу одного из ведущих берлинских театров. На способную исполнительницу быстро обратили внимание и режиссёр поручил ей главную роль в новой постановке. Однако, незадолго до премьеры Фрише узнал о её еврейском происхождении. На премьере разразился скандал ибо Гизелла играла девушку-христианку, да ещё в одной из сцен молилась в церкви. Сидящие в зале нацисты кинулись на сцену и чуть было не линчевали жидовку, оскорбившую по их словам протестантскую веру. Гизелле пришлось бежать из театра по направлению к дому Шульцев, но Мартин захлопнул перед ней дверь. Преследователи застрелили девушку возле дома, а Макс в США вскоре получил короткое холодное сообщение: «Хайль Гитлер! Твоя дочь — мертва». Айзенштайн старший был потрясён, а Генрих, поняв подоплёку трагедии, стал мстить отцу… Через короткое время Мартин начал получать из Америки странные машинописные письма с загадочными сообщениями. Несмотря на его уверения, гитлеровцы заподозрили в непонятном тексте шпионский шифр. Шульца выгнали с работы, жена, не смогшая простить мужу пособничество в убийстве Гризеллы, забрала детей и увезла их в Швейцарию. Фрише требовал от Мартина признания в агентурной работе на американцев и все попытки несчастного оправдаться ни к чему не привели. Понимая, что его вот-вот арестуют, он решил бежать. Персонаж начал спускаться по лестнице своего дома к выходу и  (эта сцена в откликах выделена особо) позади него на стене высветились оконные переплёты, символизируя паутину предательства в которую он попал… В финале Макс получил по почте последнее отправленное Шульцу странное письмо со штемпелем «адресат неизвестен».

Фильм считался одной из лучших американских лент 1944 года. В Интенете можно найти его оригинальную копию без перевода Ныне он устарел, но в нём по-прежнему привлекает операторская работа признанного мастера своего дела Рудольфа Мате. Польский еврей Рудольф Майер (1898 — 1964), поменявший за океаном фамилию, работал в Голливуде, как оператор и режиссёр почти 30-ть лет. По уверению одного из критиков, его «карьера … в качестве главного оператора была выдающейся, он обеспечивал как крупных, так и малых режиссёров высококачественным визуальным стилем и атмосферой, соответствующей их задачам.» Пять лет подряд (1940 — 1944) номинировался на «Оскар» по своей специальности. Позднее выступил как постановщик нескольких картин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.