Школьные узы (США, 1992) Режиссёр Р. Мэндел

Длительность 107 минут
%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5%d1%831Впечатляющая молодёжная драма, ракрывающая проблему антисемитизма в США середины 20-го века. Старшеклассник из американской глубинки Дэвид Грин (Брендан Фрейзер) попал в число подающих надежды игроков в регби. Поэтому его пригласили завершить среднее образование в престижной школе страны — «Сент-Эндрюс». В случае отличного окончания колледжа перед ним открывались двери и Гарварда и Принстона. Но Дэвид был евреем и уже на своей малой родине постоянно сталкивался с юдофобией. В самом начале действия, ему пришлось отстаивать своё достоинство от оскорблений главаря местной банды байкеров Копоса, обозвавшего юношу «жидовским ублюдком». В кулачном единоборстве главный персонаж победил и прибыл к новому месту учёбы украшенный боевыми синяками. Встретивший его тренер МакДевитт, явно осведомлённый о национальности новичка, сделал ему многозначительный намёк. «Ребята будут расспрашивать о тебе (…) Не пойми меня неправильно, но они — привилегированные. Держи свои карты поближе к себе (…) Не говори им больше того, что им нужно знать». Всё это вместе взятое и побудило Дэвида скрыть свою «пятую графу», что и стало главной причиной дальнейших драматических событий.


К такому решению юношу вольно или невольно подтолкнули не только желание выбиться в люди, но и позиция отца. Битый жизнью Грин-старший считал, что национальное самолюбие можно и нужно принести в жертву карьере. Особенно, если есть возможность вырваться из унылого шахтёрского городка в высший свет. («Конечно я дерусь, но никто и никогда не предлагал мне Гарвард» (…) Ты можешь или смириться или шляться здесь»). Тем более, новая «альма матер» поначалу выглядела такой привлекательной дорогой в новую жизнь! Прекрасные старые здания, униформа, дисциплина, кодекс чести, предписывающий учиться достойно, соученики из бизнес и политической элиты… Первое время самолюбивому чужаку из низов было непросто, но он сумел прослыть отличным товарищем и восходящей звездой регби. Во-многом благодаря его усилиям команда «Сент-Эндрюс» впервые за несколько лет одолела заклятых соперников из школы «Сент-Люк». На талантливого игрока обратила внимание симпатичная девушка из достойной семьи Салли Уилер. Словом, какой-то период ему удавалось потихоньку следовать еврейской традиции, а внешне быть таким стопроцентным американцем. Однако долго такое двойственное положение продолжаться не могло. Успехи главного персонажа вызвали чувство острой зависти у не столь удачливых одноклассников, особенно у Чарли Диллона (Мэтт Дэймон). Поэтому, когда скрываемая тайна выплыла наружу Дэвид столкнулся с развёрнутой системой антисемитизма, по сравнению с которой бытовая юдофобия Копоса оказалась детским лепетом.%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5%d1%833
Как мы узнали из фильма, в 1950-е:
— сегрегации подвергались не только афроамериканцы. По неписанному правилу евреев не принимали в целый ряд престижных школ ни при каких обстоятельствах. К числу подобных заведений относился колледж «Сент-Люк». Если бы не достижения в регби, Грин-младший никогда бы не переступил порог «Сет-Эндрюса»,
— элита США того времени была порядком заражена антисемитизмом. И, если старшее поколение приучилось как-то скрывать подобные взгляды, то дети откровенно выражали ненависть к евреям. Начавшиеся «подначки», Дэвида всё больше и больше напоминали травлю. В студенческой столовой, где он подрабатывал официантом «остряки» не просто донимали его оскорбительными шуточками, но и всячески стремились унизить. Над его кроватью в общежитии неизвестные водрузили большую простыню с фашистской свастикой и лозунгом «Евреи домой»,
— не выдержав издёвок знакомых, от юноши отвернулась Салли. Этот поворот сюжета показывает, что существовавшие в то время отрицательные стереотипы против евреев в общественном мнении, препятствовали развитию сердечных отношений между ними и представителями других национальностей, прежде всего из числа старых переселенцев. При этом девушка обронила многозначительную фразу: «Среди моих знакомых были еврейские парни, но ты первый из них, кто скрывал это».%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5%d1%832
Надо отметить, что Дэвид в этой ситуации не дрогнул. Анонимным авторам выходки с простынёй он противопоставил открытый вызов «Тому, кто это написал. Встретимся в 10.30 вечера за зданием школы». В назначенное время главный герой стоял один под проливным дождём. Из каждого окна на него смотрели студенты, однако на поединок не вышел никто. Одновременно, он проанализировал своё поведение и пришёл к неутешительному, но самокритичному выводу: «я соврал не другим, а себе». Здесь самый главный вынесенный им нравственный урок — не стыдиться еврейства.
Но раскрученная машина антисемитизма продолжала работать. Высшей точкой конфликта стала история со списыванием Чарли Диллоном ответственного теста. (Эти сцены производят наибольшее впечатление). Найдя шпаргалку после завершения урока, учитель предложил ученикам самим найти нарушителя. Виновный, не долго думая обвинил в проступке… Дэвида. Длительное собрание одноклассников поддержало эту точку зрения. Логика большинства была проста: если человек обманул соучеников, скрыв свою национальность, он способен нарушить и кодекс чести колледжа. Финал истории непривычно двойственен и реалистичен, что не характерно для американского кино. Казалось бы истина восторжествовала, виновный наказан. Директор колледжа, даже заявил: «теперь, когда всё улажено, я бы хотел забыть о том, что произошло». На это Грин неожиданно ответил: «Нет, сэр. Вы никогда не забудете того, что призошло. Потому, что я собираюсь остаться здесь, и каждый день вы будете видеть меня и будете вспоминать, что произошло. Вы использовали меня для футбола, а я использую вас, чтобы попасть в Гарвард». В последних кадрах главный герой показан одиноким, но не сломленным. kinopoisk.ru
Лента снята динамично и отмечена появлением в заметных образах ряда будущих интересных актёров. Первая крупная работа Брендона Фрейзера (Дэвид Грин) до сих пор остаётся одной из его лучших ролей. Фильм пользуется заслуженной популярностью у любителей хорошего кино. Материал для характеристики положения американских евреев в середине прошлого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.