Длительность 540 минут (12 х 45)
Экранизация повести Геннадия Островского «Барон». Чуть ли не единственная в современном российском кино попытка связать в рамках одного уголовно — детективного сюжета еврейскую и цыганскую темы. Действие ленты развёртывается в разных временных эпохах и показывает как мальчик из семьи полунищего, не приспособленного к жизни учителя-еврея превратился в крупного криминального авторитета по кличке Барон (Нодар Мгаблишвили). Ведущий пласт развёртывается в «лихие 90-е», когда конкуренты устраивают главному персонажу разные козни, а он должен выявлять противников и сводить с н ми счёты. Положиться нельзя ни на кого — даже самые близкие люди могут продать и предать. Зритель при желании может сам ознакомиться с перипетиями этой истории, Нам же более интересны эпизоды относящиеся к середине прошлого века. На экране возник небольшой многонациональный городок Украины как раз перед началом Великой Отечественой и Холокоста. Отдельные, но показательные черты штеттла: синагога, мезуза на дверях… В этой ауре проживает семья Гершенкоренов: папа мягкий местатель и затюканный учитель математики — Аарон Моисеевич (Сергей Бехтерев), его строптивая жена Двора (Ксения Раппопорт), их дочь Этель.
Женщина откровенно не любит супруга — её сердце отдано местному раввину. Поэтому предложение мужа родить сына и укрепить их брачный союз она встречает враждебно. Тут начинается война, семья попадает в Казахстан, где долго ожидаемый Аароном мальчик всё-же появляется на свет. Отец называет его Иосифом так как «это имя принесёт ему счастье».В дальнейшем мы видим тот же украинский городок, но уже в начале 1950-х. Гершенкорены вернулись туда из эвакуации, однако, по диалогам, согласия в семье по-прежнему нет. Двора ходит в синагогу и молит Б-га даровать ей смерть, так как её возлюбленного — раввина — расстреляли гитлеровцы. Иосиф живёт с надеждой на примирение родителей и, осуществляя заветную мечту еврейского папы, учится играть на скрипке. Чтобы воодушевить сына тот читает ему письмо, якобы полученное от «великого вундеркинда Яши Хейфеца», с предсказанием чаду великой музыкальной карьеры. Но, однажды, когда он после урока музыки возвращался домой, полубезумный старик отобрал у него выданный как одарённому ребёнку инструмент. Эта фигура, по-видимому, олицетворяет некий рок и изредка появляется в дальнейшем, вплоть до финала ленты. Само происшествие повлекло за собой многочисленные драматические события в семье, ибо дело о краже казённого имущество дошло до «компетентных органов»… В то же непростое время Иосиф познакомился с уголовником и шулером Хамчиком. Новый знакомый обучил его основам карточного мошенничества и вовлёк в дела преступного мира. Так в душе главного персонажа возникло стойкое раздвоение; стремление к музыке отныне постоянно борется в нём с тягой к деньгам, причём последняя побеждает. Убив в молодости цыганского Барона, совершив несколько «ходок» по тюрьмам и колониям Иосиф стал тем, кто он есть. Это уже ставший легендой хладнокровный и дальновидный убийца с талантливой «аидише коп» способный просчитывать на несколько ходов вперёд свои преступные комбинации. Его окружением стали либо преданные не рассуждающие исполнители, либо изворотливые приспособленцы, предугадывающие волю босса (таков наш соплеменник Боря Шульман — Э. Арзуманян). Одновременно с движением Барона вверх по криминальной лестнице, росла ненависть к нему окружающих и одиночество, необратимо ведущее к трагическому концу.В четвёртой и двенадцатой серии на экране возникает Израиль. Причем, если в первом явлении он представляется всего лишь живописной декорацией, то в последней призван сыграть ключевую роль. Именно на Святой земле создатели сериала решили развязать все узлы поведанной ими истории. Здесь скрылся от преследования Иосиф-Барон Сюда же прихала к нему сестра Этель (Лилиана Малкина) — типичная представительница провинциального советского еврейства — со своей дочкой Оксаной. За ослабленным от ран главным персонажем гоняются уйма народу: его конкуренты — уголовники, российское ФСБ и даже местная «миштара». У каждой группы свои цели. Загнанный в западню Иосиф обречённо уплывает в море, где ему видится отец… Сериал сделан профессионально, но на среднем уровне, без особых взлётов и падений. Даже такая яркая исполнительница, как Ксения Раппопорт (Двора) не производит большого впечатления. Некоторые сюжетные ходы, скажем стремительное возвышение в цыганской среде Иосифа после убийства им Барона-Алика выглядят сомнительно: осталось неясным почему вольнолюбивый кочевой народ выбрал главарём чужака. Заложенная в этот сюжетный ход символика «не работает», по-большому счёту она и не нужна. К тому же, режиссёр не сумел найти золотой середины между двумя временными пластами — в результате эпизоды прошлого относительно самостоятельны. Они не столько обогащают, сколько тормозят развитие современного действия, вредят его динамике. Смотрится вся эта круговерть с умеренным интересом. Материал для понимания использования еврейской темы в постсоветском кино.