Длительность 145 минут
Экранизация одноимённого романа Евгения. Воробьёва. Вариации на темы из биографии одного из ведущих советских разведчиков 1920 — начала 30-х годов, еврея Льва Маневича (1898 — 1945). Работал в Австрии и Италии под агентурным псевдонимом «Этьен», много разъезжал по Европе. Книга была написана в конце 1960-х на основе лишь частично рассекреченных КГБ и неполных материалов. Отсюда многочисленные ошибки, перекочевавшие затем и в фильм. Так, в реальности, Маневича арестовали в декабре 1932-го, а на экране это произошло четырьмя годами позднее. Отсюда же ряд выдуманных эпизодов начала Гражданской войны в Испании. Главный персонаж никак не мог в них участвовать, ибо к этому моменту уже давно сидел в итальянской тюрьме. События 1937 — 45 годов изложены хоть и бегло, но достаточно точно. Показано освобождение разведчика в 1943-м и его повторное пленение теперь уже германскими фашистами. Затем он страдал в нацистских концлагерях, но участвовал в движении возникавших там групп Сопротивления. Освобождён войсками союзников и умер под чужим именем от туберкулёза через несколько дней после окончания войны.
Официальное признание заслуг Маневича московскими властями произошло только два десятилетия спустя. Последовали посмертные награды, перезахоронение его праха, публикации, книга и, наконец, фильм о нём, где образ советского агента создал популярный в 1960-е актёр Олег Стриженов. В его исполнении разведчик — человек большого ума, несомненного мужества и высокой нравственности.
Роман и лента создавались в атмосфере усилившегося после победы Израиля в Шестидневной войне антисемитизма, поэтому «пятая графа» героя нигде не упоминается. Еврейская тема проходит в действии отдельными штрихами. Так, во время псевдо-визита Маневича в Берлин 1936 года, зрителю показывают размалёванную характерной надписью «jude» стену дома. А самому разведчику, севшему вечером отдохнуть на желтую скамейку, уборщик-немец делает замечание — это место, де предназначено только для евреев. В художественном отношении фильм к настоящему времени устарел, но может рассматриваться как попытка показать участие наших соплеменников в борьбе против нарастающей угрозы гитлеризма.