Длительность 203 минуты (3 серии)
Экранизация одноимённой повести Сергея Антонова (1915 — 1995). Сочная проза писателя показывает атмосферу тоталитарного режима и насаждение культа личности Сталина в середине 1930-х. Фильм по интонации существенно отличается от литературного текста. Он назван его создателями трагифарсом и отражает общественные настроения эпохи «перестройки», когда считалась хорошим тоном даже не высмеивать советскую эпоху, а полностью порочить её превращая в фантасмагорию. Лишь в заключительных эпизодах узнаётся самобытный почерк Антонова. Действие развёртывается в 1935-м на строительстве Московского метрополитена. Сюда попала Маргарита Чугуева (Татьяна Комарова), прозванная за крупную стать и мужскую силу Васькой. Она сбежала из сибирского села, куда была сослана семья девушки, признанная властью кулацкой и вражеской. Стремясь затеряться на просторах огромной страны, Васька сумела устроиться по организованному набору в столицу СССР и не куда-нибудь, а на возведение важнейшего объекта. Ей казалось, что среди 70.000 строителей метро будет легко скрыться и забыть о прошлом
Но на свою беду она столкнулась в Москве с знакомым по Сибири НКВД-шником Осипом (Алексей Жарков) и тот начал угрожать Маргарите разоблачением. Страх превратил девушку в бессловесную рабыню бывшего мучителя спецпереселенцев…С точки зрения нашей темы интересны только несколько минут действия, когда на экране под именем «главного прораба» впервые в игровом кино появился единственный приближённый Сталину еврей Лазарь Каганович (1894 — 1991), ещё живой в годы перестройки. Полстолетием раньше, в середине 30-х он возглавлял Наркомат (Министерство) путей сообщения. Попутно, руководил строительством первого в СССР метрополитена, два десятилетия носившего затем его имя. Как и все соратники «вождя и учителя», был работоспособен, исполнителен, но запятнал своё имя многими чёрными делами. Актёр Александр Калягин (Каганович), явно выполняя установки режиссёра, создал одноплановый, опереточный персонаж, злую карикатуру на реального политического деятеля (см фото). Зритель видит перед собой суетливого демагога, произносящего избитые идеологические штампы и венчающего их именем великого Сталина. Ни психологической глубины, ни убедительности в этом образе нет. Материал для оценки использования еврейской темы в позднем советском кино.