Фокстрот (Израиль-Германия-Франция, 2017) Режиссёр Ш. Маоз

Длительность 108 минут
%d1%84%d0%be%d0%ba%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d1%821Достаточно нашумевший фильм Шмуэля Маоза. Судя по подробным обзорам, он напоминает драму в трёх актах. Его действие начинается в центре Израиля. В дом пожилой четы Фельдманов: Михаэля (Лиор Ашкенази) и жены Дафны (Сара Адлер) приходят военные оповестители со скорбной вестью. Единственный отпрыск родителей Йонатан (Йонатан Шарай) доблестно погиб при исполнении… Потрясение родителей безгранично. Мать падает без чувств. Отец в ступоре; он молча смотрит как посетители укладывают Дафну в постель и пытаются привести женщину в сознание. После ухода военных начинается печальная суета. Приезжают родные, появляется раввин, идёт подготовка к похоронам. Но финал раздела по меньшей мере неожидан; в тот же день снова возвращаются оповестители с потрясающим сообщением: оказывается оказывается произошла ошибка — погиб другой Йонатан Фельдман, а их чадо живо и по-прежнему находится в части чему родители должны радоваться. Михаэль в ярости заявил: «Мой сын был мёртв в течение пяти часов». Он требует расследования причин ошибки и немедленного возвращения молодого человека домой. Несостоявшаяся трагедия побудила его отказаться от стереотипов и по-иному взглянуть на многие процессы в стране. 

После такого пролога действие переносится на пограничную заставу «Фокстрот» в пустыне Негев, где несут службу четверо рядовых ЦаХаЛа один из которых — Йонатан Фельдман. Команда живёт в заброшенном магазине и ведёт однообразное скучное существование. Через их КПП%d1%84%d0%be%d0%ba%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d1%822 практически никто не ходит. Колоритная деталь: солдаты поднимают шлагбаум перед идущим по дороге одиноким верблюдом. Почему бы не пропустить животное, ведь с военной точки зрения оно безвредно. Совершенно по-другому встретили подъехавший ночью автомобиль где сидели четверо молодых палестинцев: двое подвыпивших парней и их подружки. Машину остановили с целью обыска, во время которого из открывшейся дверцы на дорогу выпал какой-то предмет. Один из пограничников увидел в нём гранату и солдаты мгновенно открыли огонь на поражение. Все арабы были убиты, вот только после обнаружилось, что они не представляли никакой угрозы. Наутро, бойцы сообщили о случившемся начальству, но получили приказ — замести следы преступления и держать язык за зубами. В тот же день пришло распоряжение отпустить Йонатана домой… Последняя часть по смыслу итоговая. Она психологически наиболее сложна, содержит неоднозначные выводы и поэтому автор не считает нужным пересказывать её по описаниям.
Фильм завоевал Серебряного льва МКФ в Венеции, но вызвал остро критические оценки в стране. Так, министр культуры и спорта Мири Регев сразу после того, как стало известно о присуждении фильму награды, отреагировала следующим образом: «Возмутительно, что израильские деятели искусства вносят вклад в очернение самой моральной армии мира в глазах молодого поколения. Это делается с использованием откровенной лжи и подается как проявление свободы искусства«. Воздержусь от категорических суждений до просмотра ленты, а пока приведу мнение Рами Кимхи сформулированном им в статье, опубликованной в газете «Хаарец» 09.09. 2017 года (сокращённый перевод наш).
«Израильское кино — это продукция небольшой страны. Израильская аудитория слишком бедна, чтобы режиссёр мог собрать с неё деньги на жизнь. Поэтому он вынужден искать массового зрителя в Европе — крупнейшем в мире потребителе иностранного кино. Такая реальность оставляет не слишком много вариантов для наших фильмов, которые хотят завоевать место на рынке; они должны оправдать ожидания европейского потребителя или даже поразить его. Для достижения этой цели у них есть как минимум два аспекта: формальный, кинематографический и общественно-идеологический.
С кинематографической стороной задачи «Фокстрот» отлично справляется. Великие мастера европейского кино подготовили европейцев к восприятию изысканно снятых и стильных кинематографических последовательностей. Создатель «Фокстрота» Шмулик Маоз, уверенно идёт по этому пути. Его фильм представляет собой красивый стилизованный под определённое настроение видеоряд, использующий элементы сюрреализма. Показанные на экране контрольно-пропускные пункты ЦаХаЛа на территориях никогда не казались более фотогеничными, дома солдат никогда не выглядели более упорядоченными и более значимыми, а израильская пустыня более задумчивой и меланхоличной.
Но существует и вторая реальная задача — как удовлетворить идеологические ожидания европейских зрителей, которые привыкли смотреть кино, критикующее поведение Израиля в отношении арабов. Маоз это уже  сделал в своём предыдущем фильме «Ливан», выигравшем, кстати, престижного Золотого Льва Венецианского кинофестиваля (2009). Там он показал жестокое нападение Израиля на ливанский город, где было убито много мирных жителей, включая детей. В особенно отталкивающей манере изображена гибель невиновного ливанского фермера, чьё тело разорвано прямым попаданием ракеты. В «Фокстроте» комбинация ошибки восприятия и слишком быстрое нажатие пальцем спускового крючка заканчивается ненужной гибелью двух молодых палестинских пар, которые всего лишь хотели пройти через контрольно-пропускной пункт. При этом никто не собирается предавать инцидент огласке. Свидетельства преступления уничтожаются. Бульдозер хоронит в глубине земли то, что осталось от легкового автомобиля.
Ненужные убийства совершаемые в ходе противостояния евреев и арабов обернуты сочувствием к их исполнителям и глубоким пониманием ситуации в Израиле. При этом «Ливан» представлял израильских солдат как молодых людей, которых убивали, но которые не могли убить сами. В «Фокстроте» режиссёр пошел дальше и показал своих еврейских персонажей как жертв насилия, преследующего избранный народ долгие годы. Это состояние сохраняется в памяти престарелой бабушки Йонатана, помнящей Холокост. Оно живёт в душе Михаэля — бывшего офицера, оставшегося в живых, но потерявшего своих подчинённых от взрывов установленных арабами мин. В постоянном страхе перед смертью проходит жизнь Дафны — матери стреляющего на фронте солдата. Почему так получилось — спрашивает фильм и отвечает, показав обвиняющим пальцем на Европу. Это, правда; мы стреляем, но вы заставили нас делать столь страшные вещи, когда уничтожали наш народ и выгнали его из Европы.
«Фокстрот» — это название танца и одна из сцен в фильме потрудилась объяснить подробно, его скрытый смысл. Независимо от того, сколько, где и как вы танцуете, в конце концов, вы снова окажетесь в начальной точке. Все евреи, утверждает фильм, танцуют фокстрот. Вместо того, чтобы идти прямо в историю, мы делаем два шага вперед, два в сторону, два назад и два на другую сторону, и всегда возвращаемся в начальный слот — позицию жертвы. Как в Европе мы были жертвами, так и на Ближнем Востоке мы остались жертвами. Тот факт, что раньше нас убивали, а здесь мы мы убиваем, — это только семантическая разница. Понятно, что Маоз не собирался снимать израильский пропагандистский фильм. Он не признается в этом даже если вы разбудите его среди ночи. Но, похоже, он сделал свою последнюю работу в нашу пользу». (Составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Добавление. Мнение израильского зрителя Александра Франкфурта (Беэр-Шева). По моему глубокому убеждению «Фокстрот» — один из самых значительных, если вообще не лучший, израильских фильм последних лет. Усиленно ломающие копья многочисленные критики во главе с пресловутой «главной по культуре», обвиняющие режиссёра в левизне и — даже! -антигосударственности, не поняли, как мне кажется, главного — фильм не о политике и идеологии, но о самых простых человеческих ценностях.

Фокстрот (Израиль-Германия-Франция, 2017) Режиссёр Ш. Маоз: 25 комментариев

  1. Я согласен с приведённым выше мнением. В то же время считаю, что авторы верно показали трагизм состояния родителей, но потеряли чувство меры при описании положения на КПП. Типично левые «загибы».

  2. От фильма многого не ждал, думал его запиарили СМИ. Но в реальности «Фокстрот» посмотрелся хорошо. Настоящее кино

  3. Лента получилась многогранной, тут вам и семейная драма в нескольких временных линиях. Важную роль сыграл психологизм показанный тщательное и жесткое препарирование человеческих эмоций. В сюжете много эмоций – от глухого отчаяния до надежды на лучшее. И конечно это фильм о жизни, которая медленно стелиться перед нами, обманывая своей обыденностью и готовая в любой момент нанести сокрушительный удар под дых, от которого уже никогда не разогнешься.

  4. Я посмотрел этот фильм уже после трагедии 7 октября. Нахожу в «Фокстроте» много перекличек с нашей реальностью. Сколько ещё еврейских жизней унесёт этот конфликт. Боже, спаси Израиль.

  5. Какие простые человеческие отношения? Пусть зритель Франкфурт вспомнит лучшего друга араба, который 30 лет ходил в приграничный кибуц и собирал подробную информацию о его жителях.

  6. Только сейчас до меня дошла актуальность фильма. Конфликт между арабами и евреями может закончиться только войной, где нашему народу придётся платить высокую цену.

  7. Фильм из прошлой эпохи, когда он мне нравился. Но сейчас не могу его смотреть, тяжело. Начал и бросил

  8. Смотришь и думаешь, а будет когда-нибудь конец страданиям нашего народа? Или мы козлы отпущения на веки вечные?

  9. Показанные проблемы по-настоящему близки только израильтянам. Зритель со стороны в лучшем случае вежливо посочувствует, в худшем позлорадствует

  10. Тяжело смотреть, особенно сейчас. Травма, которую получили все мы это надолго. Двадцать лет политики занимались своими играми и пудрили нам мозги. А сейчас поражение с неравноправным освобождением заложников выдают за победу. Горько и стыдно.

  11. Неожиданное кино. Когда вРоссии не хватает правдивой информации по Израилю, такие фильмы прочищают мозги.

  12. Фильм хороший, но я советую вам поменять хостинг.
    Когда речь заходит о создании своего собственного сайта, выбор хостинга играет огромную роль. Ведь именно хостинг будет определять доступность и быстродействие вашего сайта для пользователей. Если вы находитесь в Беларуси и ищете надежного хостинг-провайдера, то BestHost.BY — это отличный выбор. BestHost.BY — одна из ведущих хостинг-компаний в Беларуси, предоставляющая высококачественные услуги уже на протяжении 15 лет.

  13. Очень реалистический фильм. Нужно искоренять бардак в израильской армии, особенно в окружении «миролюбивых соседей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.