Длительность 95 минут
В русских сайтах получил название «Беспризорник». Экранизация одноимённой книги Теодора Боннэ (1908 — 1983). Она была написана в традициях семейного романа и в ней хорошо заметно влияние таких шедевров, как «Оливер Твист» Ч. Диккенса, «Принц и нищий» Марка Твена. Похоже, фильм достаточно точно передаёт содержание источника, основной сюжет которого развёртывается в Англии середины 1870-х. Круглый сирота Уилер, жил в лондонских трущобах. Однажды он нашёл на трупе матроса, лежащего на берегу Темзы, камею с изображением королевы Виктории. 11-летний мальчишка загорелся желанием увидеть монархиню, но ему объяснили, что та живёт в замке Виндзор, окружённая многочисленной охраной. После смерти любимого мужа, владычица погрузилась в траур, перестала выезжать в свет и устранилась от участия в государственных делах. Её уединение разделяли ограниченное число слуг и любимый егерь покойного принца Альберта шотландец Джон Браун. Тогдашний премьер-министр Британского королевства — крещённый еврей Бенжамен Дизраэли (1804 — 1881), всеми силами пытался вернуть королеву к активной общественной жизни.
Как раз в это время он замыслил реформу по улучшению имущественного положения низов и поддержка Виктории помогла бы ему «протолкнуть» этот проект через Парламент. Именно в момент, когда политик был во дворце туда проник Уилер. Конечно же горничная обнаружила незваного пришельца и его задержали, однако Браун, сам выходец из простой семьи, взял мальчика под защиту. Установление личности правонарушителя результатов не дало, так как все найденные констеблями знакомые беспризорника, напуганные появлением полицейских,от него открестились. В газеты же кто-то подбросил «утку», что малолетку якобы наняли для убийства Виктории ирландские революционеры — фении и заплатили ему за это большие деньги. Политическая оппозиция немедленно сделала запрос почему правительство не даёт свою оценку столь тревожному факту. В этот непростой момент Дизраэли проявил гуманность, он выяснил всю подноготную Уилера, а также определил его в хороший приют. Более того, выступая в Парламенте премьер-министр использовал печальную биографию мальчика в качестве материала для пламенной речи в защиту своей социальной реформы, направленной на улучшение положения бедняков.В этом достаточно устаревшем, в меру сентиментальном фильме ныне больше всего привлекает образ нашего соплеменника Дизраэли, созданный одним из величайших английских актёров прошлого века Алеком Гиннесом (1914 — 2000). В его исполнении перед нами многогранная личность. Утончённый аристократ, настойчивый, волевой политик и, вместе с тем, умный проницательный человек. Из биографии Бенджамена известно сколько сил пришлось приложить безродному выскочке сомнительного происхождения, дабы пробиться в круг консервативной элиты. В «Жаворонке…» лучше, чем в других фильмах об этом историческом деятеле («Дизраэли», «Миссис Браун») показано одно из его наиболее характерных дарований — виртуозное владение устной речью. Интересно посмотреть, как в разговорах с королевой Викторией (Айрин Данн) он плетёт словесные кружева, обволакивая собеседницу почтением, доброжелательностью и (что греха таить) лестью, возвышая Её Величество в собственных глазах. Неудивительно, что из всех премьер-министров с какими знаменитой правительнице довелось иметь дело, Дизраэли был для неё самым любимым. Не менее впечатляющей оказалась и сцена его выступления в Парламенте. Длинный для любого фильма шестиминутный монолог произнесён артистом на одном дыхании с высоким эмоциональным накалом. Материал для понимания роли евреев в общественной жизни различных стран.