Седьмая комната (Италия-Франция-Венгрия, 1995) Режиссёр М. Месарош

Длительность 108 минут
%d1%81%d0%b5%d0%b4%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d1%8f%d0%ba1Венгерский режиссёр Марта Месарош не впервые обратилась к еврейской теме (см в каталоге аннотацию «Вторая жена»). На этот раз её привлекла жизнь нашей немецкой соплеменницы Эдит Штайн (1891 — 1942), ставшей кармелитской монахиней Терезой Бенедиктой Крестой. Уроженка Бреслау, Эдит рано потеряла отца и, вместе с десятью братьями и сёстрами, воспитывалась матерью в строгих традициях иудаизма. Это не помешало ей стать атеисткой и с головой уйти в светскую деятельность. В 25 лет она защитила диссертацию и стала первой в Германии женщиной – доктором философии. Но работа в госпиталях с ранеными в сражениях Первой Мировой, сопереживание жертвам войны побудило её изменить отношение к религии. Другой причиной такого поворота стали труды монахини Терезы Авильской (1515 — 1582). Неизвестно знала ли Эдит, что эта испанская католичка происходила из семьи марранов (крещённых евреев), но её книги, в том числе «Автобиография» и «Внутренний замок» оказали на Штайн большое воздействие. В последнем произведении описываются уровни духовного приближения к Б-гу, образно показанные, как обители или покои (залы). Высшим из них является седьмой, отсюда название фильма. В 1922 году Эдит приняла крещение и, не скрывая своего происхождения, ряд лет преподавала в католических семинариях Германии и сопредельных стран.
Приведённая справка необходима, ибо фильм Марты Месарош поначалу не имеет линейного сюжета. Он начинается с двух ключевых событий. Первое – прибытие поезда с жертвами Холокоста в лагерь смерти Освенцим. Второе – произошедшая двумя десятилетиями ранее, встреча главной героини с матерью, которая сочла смену дочерью религии предательством. Хотя она и не порвала отношений с блудным чадом, но их общение сильно осложнилось. В дальнейшем повествование приобрело большую последовательность: мы видим новообращённую христианку в Германии 1933-го года, когда по новым законам Третьего рейха начались гонения на евреев и инакомыслящих. Именно после этого Эдит приняла постриг в послушницы монастыря кармелиток – ордена где истового служила Б-гу её историческая наставница Св. Тереза. Но и стены католической обители в порабощенной Голландии не спасли новообращённую от преследований гестапо. За ней и бывшей при ней родной сестрой Розой в 1942-м пришли, дабы отправить несчастных в Освенцим, в газовую камеру… В фильм не попала сказанная главной героиней при отправке в лагерь, но услышанная сёстрами во Христе и потому дошедшая до нас многозначительная фраза «Мы идём к нашему народу». Эти слова говорят, что она осознавала свою национальную принадлежность и обусловленную ей скорую гибель.%d1%81%d0%b5%d0%b4%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d1%8f%d0%ba2Конкретный исторический материал продиктовал режиссёру совершенно иную, аскетическую, стилистику, по сравнению со «Второй женой». Прежде всего, многое зависело от исполнительницы главной роли и Майя Моргенштерн очень убедительно создала образ Эдит Штайн. К сожалению, доступные в интернете итальянский, испанский и польский варианты кинокартины не позволили автору проанализировать содержание диалогов, где, надо полагать, показаны глубокие внутренние сомнения, и духовные поиски еврейки, порвавшей с культурой и традицией своего народа. Но в изобразительном ряде отчётливо передан глубокий драматизм судьбы женщины, погибшей подобно миллионам жертв Холокоста только из-за своей «пятой графы». Особую роль в саундтреке играют хасидские и идишские мелодии, звучащие в различные моменты жизни Эдит Штайн. Они показывают нам, что связь главной героини с еврейством, которую она не скрывала, но и не подчёркивала, продолжала жить в её душе. Даже при незнании текста, ряд фрагментов этой основательной работы производят впечатление. Фильм вызвал значительный интерес у общественности. В англоязычных странах демонстрировался как «Эдит Штайн». Хотелось бы увидеть его хотя бы с русскими субтитрами. На родственную тему см в каталоге аннотацию на фильм «Метис Божий». (аннотация составлена по различным источникам)

Один комментарий к “Седьмая комната (Италия-Франция-Венгрия, 1995) Режиссёр М. Месарош

  1. Редкий и прекрасный фильм о женщине уникальной профессии «философ». Еврейка Эдит Штайн была одной из двух ближайших учениц (второй была Хедвиг Конрад-Мартиус) известного немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Ее увлечение католической религией и крещение привели Эдит в лагерь немцев, не принявших фашизм. Она уехала в Нидерланды, спасаясь от репрессий. Но после захвата страны немецкой армией была арестована Гестапо не только за то, что подписала воззвание против Гитлера, но и за её национальность. Ее этапировали в лагерь смерти где и уничтожили. Я читал ее философские работы: они великолепны! Яркая жизнь и смерть в эпоху фашистского господства в Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.