Длительность 103 минуты
Неплохая трагикомедия, украшенная исполнительским ансамблем прекрасных актрис. Её действие начинается 21 декабря в Париже с траурной ноты. Иветта (Франсуаза Фабиан) похоронила своего второго мужа Жана-Луи – «третью скрипку симфонического оркестра». У каждой из её дочерей личные проблемы, связанные с преодолением унаследованного от родителей богемного образа жизни. Старшая Люба (Сабина Азема) в свои 42 года всё ещё поёт романсы в русском ресторане. Уже 12 лет она связана с женатым мужчиной, не решающимся уйти из семьи и ныне ей предстоит решить, как поступить с беременностью. Средняя — Соня (Эммануэль Беар) примерная супруга и мать двоих почти взрослых детей, однако, благоверный постоянно ей изменяет, и она принимает решение от него уйти. Младшая — Мила (Шарлотта Гейнсбур) изнывает от одиночества, ибо никак не может найти спутника жизни. Такова внешняя канва скрывающая многочисленные обиды, переживания, измены. Но, как и положено в рождественские дни, наступает время выяснения отношений, сведения моральных счетов и прощения. Для нас наиболее интересна исподволь проявляющаяся деталь, в которой Иветта и её первый муж Станислас (Клод Рич), родители всех трёх девочек – евреи.
Их предки, видимо, бежали из России после революции, а потом, уже во время гитлеровской оккупации, французские подпольщики помогли им с малыми детьми перейти швейцарскую границу и спастись от Холокоста. Через много лет Станислас (Клод Рич) – типичный француз, ресторанный музыкант, который правда может назвать Рождество гойским праздником и «днём рождения маленького еврея-карьериста». Однако, несмотря на столь националистические выпады он не обременял себя воспитанием детей и никогда не знакомил их с культурой своего народа. Традиция общего семейного сбора, возможно идущая от пронесённого через века предками иудаизма для него значима, но личные обиды мешают воплотиться в жизнь этому стремлению. С первой женой пожелал увидеться только через 25 лет разлуки (см фото). Но, именно в сочельник старый скрипач отдал дочери Соне для внука игрушку своего детства – деревянную лошадку со значимыми словами: «Скажи ему, в его жилах… Скажи ему, что его дед… Скажи ему, что если бы победили негодяи, то его сегодня не было бы на свете.». Обратите внимание на заикание персонажа и незаконченные им фразы. Похоже Станислас уже не решается признать себя евреем настолько чужда его национальность прожитой им жизни. Случайным штрихом, не связанным с основным сюжетом, выглядит также исполняемая Любой в ресторане для зашедшей туда Иветты знаменитая песня «А идише мама». Если родители ещё что-то помнят о национальности и вере предков, то дети уже полностью растворились в мультикультурной французской среде. Приведённые фрагменты не более, чем редкие остатки забываемой младшим поколением еврейской культуры – показатели завершающего этапа ассимиляции многих наших соплеменников в галуте.