Длительность 80 минут
Экранизация романа Хуго Беттауэра (1872 — 1925). Сценарий написан нашей соплеменницей Идой Йенбах (1868 — 1941?). В вымышленной европейской республике Утопия, на экране явно напоминающей Австрию, начался промышленно-финансовый кризис. Закрывались предприятия, свирепствовала гиперинфляция, шло массовое обнищание. Многотысячные демонстрации недовольных требовали от правительства немедленных мер по выправлению ситуации. В пивных, где спорили представители разных слоёв общества, родилась мысль, что во всех бедах общества виноваты жиды. Эту идею в законодательном собрании проталкивал парламентарий и антисемит Рат Бернард (Ханс Мозер). После непродолжительных колебаний его поддержал канцлер страны Швердтфегер (Эуген Нейфилд). В результате был принят декрет о поголовной высылке евреев из страны. Изгоев вынуждали бросать собственность, покидать дома, опустели синагоги. Обеспеченных «культурно» вывозили за рубеж многочисленными эшелонами. Бедняков, не имеющих денет на билеты, собирали в колонны и под конвоем солдат гнали пешком к границам сопредельных государств. Столица Утопии праздновала превращение в территорию «юденфрай», но как быстро выяснилось, радикальное ограбление семитов не привела к положительным результатам.
Дело оказалось не в богатствах, а в людях; без них экономика и финансы оказались в ещё большем провале; Резко сократилась торговля и промышленность, так как выслали значительную часть квалифицированных предпринимателей и специалистов. В упадке оказалась культура, где наши соплеменники, как выяснилось также играли значительную роль. В этот момент в Утопию вернулся с поддельными документами и накладными усами главный герой, еврей Лео Стракош (Йоханнес Риман). Он и его друзья из среды просвещённых католиков развернули активную агитацию в пользу возвращения изгоев. Участники «сопротивления» стали расклеивать на стенах зданий обращения к горожанам от имени «истинных христиан». В расклеенных листовках их авторы, убеждаюли население в невиновности иудеев. Общественное мнение, пусть и с опозданием, стало меняться в сторону гонимых. В результате, их возвратили, а глава антисемитов Бернард оказался в психиатрической лечебнице.
Роман Беттауэра, хотя и призывал к межнациональному миру, оказался в некоторых деталях провидческим. В частности, в нём хорошо передана националистическая позиция правых, обвинявших евреев во всех смертных грехах. Под юдофобией маскировалось желание антисемитов избавиться от умных, трудолюбивых и потому удачливых конкурентов. Кинокартина удачно перенесла на экран многие черты книги, реалистически показав ход массовой высылки евреев. Эти сцены в послевоенное время и вплоть до наших дней, напоминают зрителю более поздние и жестокие репрессии нацистов в годы Холокоста. Многие считают, что выход фильма подхлестнул деятельность правых националистов, один из которых в 1925 году застрелил автора романа Хуго Беттауэра прямо в редакции руководимого им журнала. Убийцу выпустили из тюрьмы через полгода отсидки. После аншлюса Австрии в 1938 году все копии фильма были уничтожены гитлеровцами, и он считался утраченным. Но в 2014-м произошло событие, которое иначе как чудом не назовёшь. Экземпляр кинокартины в приличном состоянии был обнаружен не в Австрии, а в Париже на блошином рынке. На восстановление ленты деньги собирали по подписке и её отлично отреставрированный и озвученный музыкой вариант появился на экранах спустя три года. Ныне его можно найти в зарубежных торрентах, но, к сожалению, пока без русских субтитров.
Мне повезло. Я видел этот фильм. Меня поразило предчувствие (чуть не сказал предвидение) возможного развития государственного антисемитизма после установления в любой стране тоталитарного режима