Длительность 122 минуты
Экранизация романа Юлия Дубова «Большая пайка». Действие строится с момента убийства главы огромного концерна «Инфокар» Платона Маковского (Владимир Машков). Следователь Шмаков проводит расследование преступления и перед зрителем возникает жизнь бизнесмена в 1985 – 2000 годах. Еврейская тема проходит в фильме двумя путями: пунктиром в действии и, более значительно, в подтексте. В основном сюжете показано, как во второй половине 1980-х четверо сотрудников одного НИИ: Маковский, Сысоев, Тариев и наш ассимилированный соплеменник Марк Цейтлин (Михаил Вассербаум) устремились в советский бизнес. Бурно развившийся экономический кризис, вкупе с всеобщим дефицитом и инфляцией выдвинули на первый план бартерные сделки. В той ситуации Маковский придумал эффективную схему обмена автомобилей «Жигули» на самые разнообразные товары. Подельники «оседлали» ВАЗ, подмяли под себя ОПГ и гигантски обогатились, спекулируя отечественными и зарубежными автомобилями. Дальше пошло участие в разворовывании сырьевых богатств разваливавшегося СССР и сказочные барыши. При этом пришлось поступиться всеми моральными принципами и схлестнуться с супер-конкурентами, главари которых засели в Кремле. Но игра стоила свеч. Цейтлин исполнял во всех этих операциях не последнюю роль и погиб, защищая своего друга и босса.
Скрытый план еврейской темы идёт от прототипа главного персонажа -Маковского, коим, по общему мнению, оказался один из ведущих экспроприаторов эпохи наш, соплеменник Борис Березовский (1946 — 2013). Это первый в ряду ворюг-евреев экстра-класса (Гусинский, Ходорковский, Смоленский, Абрамович, Коломойский, Машкевич и иже с ними), ограбивших СНГ на сотни миллиардов долларов, вывезенных ими за границу. Нечем гордиться, но и в этой сфере представители избранного народа дали фору коллегам из всех остальных этносов. Естественно авторы фильма не стремились к портретному и личностному сходству Маковского с Березовским. В частности, БАБ славился умением заговаривать, забалтывать собеседников настолько, что они теряли способность мыслить и подчинялись его воле. К нему, а не к Маковскому относятся слова одной из жертв «прихватизации» «Он крысолов, на дудочке играет, а все остальные тык-тык-тык (подразумевается пляшут вокруг него). Сейчас время такое – крысоловов. Горбачёв был крысолов, Ельцин тоже«. Но герой фильма Платон — иной. Это — некий собирательный интернациональный образ напористого, сообразительного проходимца 90-х. Поэтому намеренно смазан и его «пятый пункт». Лишь единожды его враг Корецкий назвал бизнесмена полукровкой, а другой недруг — продажный политик Ломов заявил: «Стану президентом, всю вашу породу выведу». По фильму главный персонаж, безусловно незаурядная личность, знающая цену себе и окружающим, но поставившая огромные способности на службу личному обогащению и самоутверждению за счёт других. Расстреляв в финале, врагов, он устремился на Москву (брать власть?), но очевидно одно: его попытка взять столицу штурмом обречена на провал. Точно так же потерпели крах надежды Березовского сыграть активную роль в политике России.Куда как откровеннее примыкает к нашей теме фигура правой руки Маковского – Иллариона (Ларри) Теишвили (Леан Учанейшвили). Его прообразом стал серый кардинал БАБа, горский еврей Бадри Патаркацишвили (1955 — 2008). Подобно Ларри (на кадре выше слева) он был координатором отношений друга с заправилами преступного мира, начальником охраны, поверенным во всех рискованных и незаконных сделках. Словом, Берия при Сталине. Национальность персонажа прямо проступила в одной из сцен, когда подельникам удалось при помощи вора в законе Ахмеда Ташкентского преодолеть сопротивление ОПГ и вырвать из ВАЗа эшелон «Жигулей». Тут он распевал во весь голос свой гимн победы — «Хава Нагила». В одной из рецензий утверждается, что текст при этом звучит, как «АВВА Нагила». В таком случае первые четыре буквы обозначают название одной из громких афер Березовского — Патаркацишвили, в результате которой они обобрали 3.000.000 честных тружеников и присвоили 20.000.000$ (копейки среди похищенных ими миллиардов) Даже если этот момент понимать таким образом, характеристика «пятого пункта» Ларри не меняется. В целом фильм Лунгина не относится к его лучшим работам, но даёт представление об активной роли худшей части еврейства в разграблении достояния, накопленного в СССР.