Почти спокойный мир (Франция, 2002) Режиссёр М. Девиль

Длительность 90 минут
%d0%bf%d0%be%d1%87%d1%82%d0%b8%d1%81%d0%b2%d0%bc%d0%b8%d1%801Париж 1946 года. Еврейский портной Альбер (Симон Абкариан) и его жена Леа (Забу Брайтман) всю оккупацию скрывались на чердаке над модным бутиком. Чудом пережив Холокост они открыли после войны  швейную мастерскую. Промышленный кризис ещё не закончился, заказов было недостаточно, но Альбер считал своим долгом даже в этой сложной ситуации помогать выжившим соплеменникам. Из шести работников его предприятия только одна мадам Андре (Жюли Гайе) – француженка. Основным языком общения в коллективе оказался идиш, что немало смущало Андре почти не понимающую чуждого для неё наречия. Среди портных оказались чета Леон (Винчент Эльбаз) и Жаклин Фридман (Лубна Азабаль), ожидающие второго ребёнка. Здесь же, пережившие концлагерь Морис Абрамович (Станислас Мерхар) по прозвищу Абраушвиц (понятный намёк на лагерь смерти), его друг Иосиф (Малик Зиди) и Шарль Гринстам (Дени Подалидес). В мастерской совершенно семейная атмосфера за нюансами отношений между сотрудниками зритель может понаблюдать и сам (фильм есть в русских торрентах). У каждого из персонажей своя личная драма или трагедия, которую приходится преодолевать в одиночку. 

Так, Гринстам поселился в номере гостиницы напротив своей бывшей квартиры и каждый вечер смотрит на знакомые окна, надеясь на возвращение жены и дочерей. Несколько раз появляющаяся в эпизодах вдова погибшего раввина мадам Сара (Сильвия Мильхо) выживает как придётся: торгует косметикой, пытается быть свахой и продаёт картины еврейских художников, запечатлевших оставшиеся в таком далёком довоенном прошлом виды еврейских местечек. %d0%bf%d0%be%d1%87%d1%82%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%bc%d0%b8%d1%802Казалось бы уже нет почвы для возникновения новых драматических коллизий. Жизнь налаживается, Лея без опаски зажигает шабатние свечи, Леон собирается делать обрезание новорожденному сыну Натану Фридману. Есть возможность отправить своих чад в еврейский летний лагерь, как то сделали Альбер и Лея и с нетерпением ждать от них писем. Можно думать о том какова будет судьба их детей Рафаэля и Бетти; особенно мальчика – ведь у него несомненные способности к рисованию. Но, увы, не всё так безоблачно. Иосиф, подав документы на предоставление ему французского гражданства обнаруживает, что этими делами занимается чиновник, который служил оккупантам и в 1942 вместе с гестаповцами — арестовал его позднее погибших родителей. Мальчик уцелел только потому, что папа вовремя спрятал его в шкафу. Чуть позже, в баре у Леона происходит диалог со случайным посетителем напомнившим как в апреле 1945 недобитые фашисты выходили на парижские улицы с лозунгами «Смерть евреям. Франция для французов». В тот момент евреи пошли на них в рукопашную, а полиция по усвоенной привычке арестовывала в основном их, а не антисемитов. «Те, кто говорил, что евреи не умели сражаться должно быть пожалели об этом» – закончил воспоминания далёкий от политики француз. И добавил: «мне наплевать на лагеря и на евреев, мне просто нравится хорошая драка». Горький итог диалогу придают слова Гринстама «идеи всё ещё способны убивать».
Удивительно скромный, лиричный фильм Мишеля Девиля, умевшего говорить просто о сложном прекрасно воссоздаёт положение французских евреев сразу после войны. Приятному впечатлению способствует полная светлой грусти музыка Джиованни Боттесини.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.