Длительность 107 минут
Экранизация псевдоисторического романа Алана Джадда (р 1946) «Последний поцелуй кайзера». (русский перевод на данный момент отсутствует) Режиссёрский дебют Давида Лево. По жанру – остросюжетная мелодрама. Май 1940-го. Гитлеровские войска занимают Голландию и сразу же приступают к охране свергнутого в 1918-м и с тех пор жившего в поместье Борн возле Утрехта кайзера Вильгельма. Выясняется, что старик ещё не забыт. Гитлер даже присылает к экс-монарху главу СС Гиммлера с заманчивым на первый взгляд предложением – восстановить в Третьем рейхе пост императора. Почти одновременно из Англии прибывает посланец Черчилля Мики де Лонг. Она привозит Вильгельму устное письмо премьер-министра, где также содержатся многозначительные политические авансы. Супруга экс-короля принцесса Гермина склоняется к выводу принять предложение Гитлера и даже начинает готовиться к возвращению в Берлин. Однако бывший правитель на все имеет свою точку зрения и, прежде чем принимать окончательное решение, желает понять насколько искренни предложения воюющих сторон. Не означают ли все контакты, что его просто хотят использовать как как пешку в большой игре? На таком фоне развивается любовная история капитана вермахта Стефана Брандта (Джей Кортни) и уже упомянутой Мики де Лонг (Лили Джеймс).
В молодом герое авторы сценария изначально начинают лепить образ не традиционного фашиста, а не лишённого гуманности верноподданного солдата, не разумом, но чувством протестующего против расовой политики Гитлера. Вояка в третьем поколении, Брандт участник кампании в Польше, где получил тяжёлое ранение. Позже стал свидетелем массового расстрела жителей мирной польской деревушки. За это преступление избил перед строем солдат (!!!) руководителя акции – офицера СС и чуть не попал под трибунал. От расстрела спасли боевые заслуги и заступничество неназванных высоких покровителей. Вместо отправки на фронт получил назначение начальником охраны кайзера, где и познакомился с одной из служанок — Мики. Как позднее стало ясно она английский спецагент с особым заданием. К их первым сексуальным контактам здорового мужика Брандта подтолкнуло буйство гормонов, а его новую знакомую – желание использовать немецкого офицера как источник ценной информации. Однако довольно быстро партнёры убеждаются во взаимной порядочности и физическое влечение начинает перерастать в уважение, а затем во всё более серьёзное чувство. Молодая женщина выделяет своего бойфрэнда из общей массы нацистов. Не случайно после гнусных откровений Гиммлера, спокойно рассказавшего за ужином с Вильгельмом о проекте хладнокровного массового убийства детей Мики бросает Стефану реплику: «Брандт, они правило; ты — исключение». Тем самым, главному герою как бы открывается дверь перехода от пассивного внутреннего неприятия режима к активной борьбе против него.
Однако, перекраивая роман для фильма сценаристы допустили ряд досадных просчётов. Совершенно непонятно и нелогично поведение героини уже после второго свидания открывшего своему случайному партнёру, что она… еврейка. По фильму он отнёсся к этому нетипично спокойно, хотя никто не мешал офицеру вермахта «заложить» служанку и сообщить важную информацию в гестапо? В показанной ситуации маловероятен, хоть и допустим элемент везения. Но столь нелепый поступок шпионки прямо ведущий к провалу ответственнейшего задания ни логически, ни эмоционально необъясним. Делая такое заявление Мики не просто ставит под удар свою миссию, она подрывает доверие зрителя к происходящему на экране. Точно так же, как в целом нас, не убеждает сила инстинктов бросивших женщину в постель к верному слуге режима, погубившего её отца и мужа. Чего здесь больше: холодного расчёта, животного влечения или ляпсусов авторов ленты?А вот кто больше всех заслуживает вынесенного в заголовок статуса исключения из правил, так это экс-император (Кристофер Пламмер). Много справедливого написано о том, что сыгранный им персонаж в действительности был малоприятной личностью. В более юные годы его герой — волевой, с непомерными амбициями, стремился всегда быть в центре внимания. Хорошо известен афоризм «Вильгельм желал был младенцем на каждых крестинах, невестой на каждой свадьбе и покойником на каждых похоронах». Но актёр представил нам много пережившего и передумавшего мудрого старика с великолепным чувством юмора. Он готов прийти на помощь даже вражескому агенту, к тому же еврейке. Конечно такая картина более соответствует романтической выдумке, чем реальности, но глядя на обаятельный персонаж невольно ловишь себя на мысли; а ведь хочется, чтобы Вильгельм к концу своего земного пути стал именно таким. Поистине, фильм оказался бенефисом Пламмера и показал, что большой актёр с возрастом под 90, подобно старому доброму вину, только набирает букет. Его мастерство становится всё изощрённее и наблюдать за деталями исполнения всё интереснее. Он, как говорят в актёрской среде «перетянул одеяло на себя». На фоне экс-кайзера пара влюблённых выглядит совершенно бесцветно, а еврейская тема из главной линии превращается в почти не нужное украшение сюжета. Ничего нового ни к пониманию Холокоста, ни к осмыслению специфики национального характера она не добавляет. С таким же успехом Мики могла принадлежать любому другому этносу. Впрочем, не будем слишком строгими. Ведь перед нами, хоть и качественная, но всего лишь историческая поделка в духе А. Дюма-отца или Р. Сабатини.
До съемок в этом фильме Джай Кортни снимался в супергеройском боевике «Отряд самоубийц» (2016) и поэтому имел телосложение супергероя. Он весил 104 килограмма, что, по мнению создателей «Исключения», не вязалось с его ролью немецкого офицера. В итоге Кортни пришлось усиленно позаниматься на кардиотренажерах, чтобы сбросить лишнюю мышечную массу. Когда кайзер узнает, что Генрих Гиммлер собирается навестить его, он говорит, что они должны начать считать ложки. Эта фраза является скрытой ссылкой на цитату Сэмюэля Джонсона: «Если он действительно считает, что нет различия между добродетелью и пороком, почему, сэр, когда он покидает наши дома, мы будем считать наши ложки».