Длительность 177 минут (57 + 120)
Сохранившийся в торрентах сценический вариант одного из самых талантливых произведений о Гражданской войне написанного нашим соплеменником Исааком Бабелем (1894 — 1940). Сначала о первоисточнике. Как отмечают литературоведы, этот цикл блестяще написанных рассказов внутренне необычайно противоречив. В нём есть лицо «от автора» — летописец похода Первой конной армии против Польши — одесский журналист Кирилл Лютов. В своей книге он тщетно пытался примирить общечеловеческие принципы гуманизма с беспощадно описанным разгулом жестокости, насилия, проявления примитивных инстинктов и у красных и у белых. В то бурное время именно эта беспощадно отражённая автором реальность вызвала активный протест правоверных коммунистов, включая командарма С.М. Будённого. Показанная Бабелем бескомпромиссная правда жизни превратила писателя даже после ареста расстрела и формальной реабилитации в полузапрещённую фигуру советской культуры. «Пробить» в брежневскую эпоху постановку «Конармии» можно было только уложив яркую неоднозначную прозу в прокрустово ложе коммунистической идеологии.
Из колоритных рассказов сделали пропущенную через цензурное сито «революционную трагедию», обрамлённую стихами официально признанного режимом певца великих свершений В. Маяковского. Радикальной кастрации подверглась и интересующая нас темой, которой посвящён ряд впечатляющих эпизодов цикла («Гедали», «Рабби», «Кладбище в Козине», «Берестечко», «Сын Рабби», «Их было девять»). В условиях негласного, но вполне официального антисемитизма 1970-х все упоминания о евреях выкинули. Оставили лишь намёки на «пятую графу» рассказчика, коим вместо Лютова стал очкарик-интеллигент из Одессы, очень отдалённо похожий на Бабеля, с семитской внешностью и характерным акцентом. Фамилию ему дали вполне нейтральную — Лейкин (А. Кацынский; фото актёра в роли помещено рядом). Впрочем, заложенные писателем в своего двойника черты гуманизма авторы композиции хоть немного, но сохранили. Так в первой серии он сначала читает красным бойцам статью Ленина, а затем спасает от их самосуда пленного белого офицера. Но, на этом его активное участие в действии закончилось. В дальнейшем Лейкин выступает только как участник массовки. Новых киновоплощений «Конармии» до сих пор нет, театральные на плёнку не запечатлены. Зритель может полюбоваться на исполнительское мастерство Василия Ланового, Вячеслава Шалевича, Николая Гриценко, Юрия Яковлева, Григория Абрикосова. Но интересующихся еврейской темой у Бабеля отсылаем к литературному тексту.