Длительность 108 минут.
Экранизация романа Нормана Лембрехта, снятая лишь через 10-ть лет после возникновения замысла. В начале режиссёром должен был стать Вадим Перельман, а на главные роди планировались Дастин Хофман и Энтони Хопкинс. (существует даже постер раннего варианта – см в тексте) В окончательном виде фильм балансирует между мелодрамой, детективом и повествованием о Холокосте. 1938 год. Польский местечковый еврей Сигизмунд Рапопорт привёз в Англию своего сына скрипача — вундеркинда Довидла (Давида), чтобы отдать в ученики к знаменитому профессору Флешу. Коренной британец Нил Саймонс гостеприимно предоставил кров и питание талантливому иностранцу, а его сын Мартин вскоре стал названным братом своего сверстника. Начавшаяся вскоре война изменила жизнь и планы не только многих народов, но и действующих лиц. Педагог предпочёл вернуться к себе на родину в Венгрию, а главный персонаж продолжал совершенствоваться как исполнитель высочайшего уровня ни в чём не уступавший своему не менее одарённому земляку и соплеменнику Йозефу Векслеру. Соблюдал традицию, прошёл бар-мицву в местной синагоге и в день еврейского совершеннолетия получил ценнейший подарок — скрипку итальянского мастера 18-го века Алессандро Гальяно.
В то же время он видел страшные бомбардировки, разрушения и смерть ни в чём не повинных людей. Трагедия великой бойни не миновала и его; подросток узнал о гибели всех своих родных в Холокосте. Это горе и рождённая ею боль преследовали его многие годы. В 1951-м за четыре часа до первого концерта в знаменитом зале Альберт-холл уже известный музыкант Давид Рапопорт таинственно исчез. Никто не видел его отъезда, остались только догадки, что юноша устремился в Польшу найти очевидцев гибели семьи. Лишь через тридцать пять лет Мартин установил по косвенным уликам, жизненный путь названного брата и начал его поиски. Для этого ему пришлось отправиться в далёкую Варшаву. Здесь он узнал, что Давид действительно вернулся на родину, но коммунистические власти отказали скрипачу в длительной визе. Сыграв кадиш (заупокойную молитву) по отцу, матери и сёстрам на месте лагеря массового уничтожения Треблинка, отчаявшийся и потерявший корни Рапопорт отправился в Нью-Йорк.Отношение к еврейству у главного персонажа по мнению автора этой аннотации характерно для наших многих соплеменников, переживших Катастрофу. Давид явно вырос в семье строго придерживавшейся традиции. Но геноцид (массовое уничтожение избранного народа) настолько потряс юношу, что он усомнился во всемогуществе провидения и отрёкся от Б-га своих предков. Именно в таком состоянии музыкант ездил в Польшу. Его отношение к иудаизму стало меняться за океаном. Здесь в еврейской общине Давид нашёл группу уцелевших узников Треблинки. Эти мученики поставили цель сохранить от забвения десятки тысяч замученных фашистами соплеменников. Они не имели возможности записать их, но запомнили имена, фамилии погибших и положили на мотив похожего на рыдание религиозного песнопения (отсюда название ленты). Их коллективное творение звучало в синагоге пять суток днём и ночью, Раввины исполняли его посменно. В перечислении массы жертв, в том числе множества Раппопортов, Давид услышал имя всех погибших родных и был потрясён. Как сказал он сам нашедшему его Мартину этот перечень «продолжение устной традиции, давшей евреям Тору и я не имею права права разорвать эту цепочку». Музыкант провёл шиву (поминки по еврейскому обряду) о погибшей семье, а затем вернулся к иудаизму: молитвам, кашруту, исполнению мицвот. («Я оставил Его, но он помнил о моей семье»). Более того Давид дал обет создать скрипичную версию произведения и исполнил своё обязательство. Когда много лет спустя его концерт в Альберт-холле всё-таки состоялся, всё его второе отделение звучала эта мелодия, напоминающая о 6 миллионах погибших евреев… Добротный фильм вызвавший, в основном положительные оценки критики и зрителей. Главные роли исполняют актёры, соответствующие возрастным периодам жизни Давида и Мартина. В зрелом возрасте их играют Тим Рот и Клайв Оуэн. Лента достойно пополняет ряд кинокартин, призывающих помнить трагедию Катастрофы. Впрочем, не обошлось без замечаний. Отдельные критики упрекают фильм в излишней красивости. Подобные замечания, по мнению автора этих строк являются субъективными и не имеют под собой серьёзных оснований.
Интересный сюжет. Меня задел за живое.
Душевный фильм. Мне понравился.
Хороший фильм. Произвёл сильное впечатление.
Очень гуманный фильм.
Глубокая, по настоящему серьёзная картина, показавшая как следует хранить память о жертвах Холокоста.
Очень хороший фильм. Тронул до слёз.
Шикарный фильм. Я расчувствовалась до слёз.