Длительность 131 минута
В русских сайтах проходит как «Офицер и шпион». Экранизация одноимённого романа Роберта Харриса. Ещё одно обращение к печально знаменитому делу французского еврея, капитана Генерального штаба Адольфа Дрейфуса (1894 — 1906), обвинённого в шпионаже в пользу Германии. Однако перед нами вторая в истории кино попытка показать процесс не с точки зрения несчастного обвиняемого, а с позиции человека, выступившего в защиту справедливости. (первый подобный случай – лента Кена Расселла «Узник чести» — см каталог). Этой мужественной личностью стал полковник Мари-Жорж Пикар (1954 — 1914). Действие ленты начинается 5 января 1895 года с церемонии гражданской казни Альфреда Дрейфуса (Луи Гаррель). Его безвинно разжаловали, лишили всех прав и приговорили к пожизненной ссылке во Французскую Гвиану. Вскоре после этого Пикар (Жан Дюжарден) был назначен начальником Второго Бюро (то есть контрразведки). По долгу службы этот служака, убеждённый антисемит, должен был разобраться в сути уголовно — политического дела одного из своих бывших курсантов. При этом он убедился, что предъявленные «доказательства несомненной виновности» его ученика построены на лжи и подтасовках, а настоящим шпионом является совершенно другой человек — майор Эстерхази.
Постепенно Мари-Жорж приходит к выводу, что установление истины в деле Дрейфуса послужит укреплению репутации и французской армии и Второй республики. С таким выводом категорически не согласны его прямые начальники и сослуживцы. Начинается героическая борьба связанной круговой порукой системы с героем-одиночкой, на помощь которому приходят передовые силы Франции… Подробно все этапы этого противостояния, на несколько лет расколовшего страну и вызвавшего дикую вспышку юдофобии изложены в целом ряде лент (см, к примеру, в каталоге сериал «Дело Дрейфуса» (1995). В отличие от других режиссёров Роман Полански детально показал, как Пикар по крупицам собирал свидетельства невиновности Дрейфуса. Эта сторона его расследования столь подробно не отражена ни в одном из фильмов и поэтому первая половина ленты выглядит наиболее интересной. Впрочем, и повторный процесс поведший к частичному оправданию капитана также представлен вполне убедительно. Вдобавок режиссёр вставил штрих, которого нет в других описаниях этого дела. Речь идёт о последней встрече майора Дрейфуса и ставшего уже министром обороны Пикара. Оболганный офицер попросил высшего начальника присвоить ему следующий чин подполковника, включив в выслугу лет годы проведённые в заключении. Он получил ответ: это невозможно. Став, в конце-концов, частью системы против которой он боролся, Мари-Жорж принял правила её игры. И остался при этом антисемитом… В целом «Я обвиняю» сделан на высоком художественном уровне и заслуживает внимания. Лучшая актёрская работа Жана Дюжардена. Большая премия МКФ в Венеции, призы «Сезар» и «Люмьер».