Длительность 214 минут (4 серии)
В основе сценария факты из автобиографии Деборы Фельдман «Неортодоксальная: скандальный отказ от моих хасидских корней». Действие начинается с побега в Шаббат из сатмарской хасидской общины Бруклина 19-летней замужней женщины Эсти Шапиро (Шира Хаас). Она выросла в еврейской семье выходцев из Германии. Детство и юность главной героини были омрачены пьянством отца, которого поддерживали единоверцы. Доведённая до отчаяния мать девочки Лия Мандельбаум (Алекс Рид) при обстоятельствах открывшихся только в 4-й серии оставила дочь и вернулась в Европу, в светскую жизнь. Из-за этого Эсти считалась сиротой, поэтому как только она подросла религиозные тётка с бабкой быстренько избавились от обузы, выдав девушку замуж за хасида — Яакова Шапиро (Амит Рахав). Она искренне надеялась на новую жизнь, но её чаяния не оправдались. К едва знакомому жениху у невесты не возникло никаких тёплых чувств. Все попытки свахи сделать новобрачную «кошерной» супругой, не помогли ей войти в замкнутый религиозный мирок. Душевный дискомфорт только усиливался при ежедневном обязательном исполнении правил поведения (мицвот), осуществляемом под деспотическим гнётом свекрови. У молодой женщины отобрали единственную отдушину – занятия игрой на фортепиано.
В таких условиях её побег стал актом духовного сопротивления и единственным выходом к спасению. Прилетев в Берлин к матери, молодая женщина случайно попала в консерваторию на репетицию студенческого оркестра. Услышанные звуки живо напомнили ей годы юности, когда она осваивала инструмент и даже немного сочиняла. За неимением жилья чужестранка, устроилась на первую ночь в здании учебного заведения, где поутру была застигнута уборщицей, «сдавшей» её педагогу. Узнав об увлечении Эсти музыкой, мужчина порекомендовал поступить на специальную программу для студентов, испытавших большие сложности в жизни. Американка сдала документы, хотя её предупредили, что поступить удаётся лишь счастливчикам — 8% из сотни абитуриентов. Новые штрихи в ситуацию внесло известие о беременности главной героини…Стержнем содержания сериала оказалась нелицеприятная критика Деборой Фельдман устава сатмарской общины, представленноого на экране моделью тоталитаризма. Идейной платформой этого сообщества стала добровольная самоизолящия, основанная на убеждении в вековом неприятии евреями окружающего мира. Недаром в сцене седер-песаха за столом звучат слова: «Когда мы доверяли друзьям и соседям – Господь наказал нас. Когда пытались носить их одежду и говорить на их языке – Господь наказал нас. Забывая кто мы, мы навлекаем на себя гнев Господен, поэтому мы сидим здесь как должно быть у нас и это единственный способ быть свободными». Постоянная самооценка своего состояния как пребывания в осаждённой крепости отдала хасидов под абсолютную власть своих лидеров. Цадики получили возможность контролировать каждый шаг своих подопечных, и любая попытка вырваться из под их диктата вызывала активное противодействие. Так, после побега Эсти ребе выдал категорическое мнение: «Наши не должны отделятся от стада. Это создаёт опасный прецедент. Нужно найти эту девушку и вернуть её мужу». Для выполнения подобных приказов всегда находились послушные исполнители типа Мойше Левковича (Джефф Уилбуш). Этот хасид с подмоченной репутацией уже покидал общину: курил, пил, не чурался борделей, активно играл в карты. И не прочь подвергнуться этим искушениям снова. Ведь его принцип «в дороге Тора не действует» избавлял его от любых нравственных обязательств. Для получения нужной информации мог взломать чужую квартиру, похитить Эсти, шантажировать её и даже побуждать к самоубийству. И всё это во исполнение воли цадика, пообещавшего ему отпущение всех грехов.
Остальная паства верующих евреев безропотно выполняла повеления лидера. Их воля была сломлена, самостоятельность раздавлена, как у мужа Эсти – Яакова Шапиро. В своём большинстве они даже не понимают, не чувствуют, как стали жертвами системы, добровольно взвалив на себя ограничения. Освобождение от наложенных пут достаётся дорогой ценой. Пример тому – судьба Леи Мандельбаум. После отъезда в Германию ей через суд запретили видеться с дочерью. Ребёнка много лет восстанавливали против самого родного человека, внушая, что мать такая-сякая не любила девочку и потому бросила её. Когда она всё-таки приехала на свадьбу Эсти, женщину быстро выставили с церемонии торжества, почти не дав поговорить по душам. Главной героине предстояло самостоятельно осмыслить невыносимую тяжесть наложенных на неё обязанностей и прийти к важнейшему для себя выводу: «Я не могу дать Б-гу, то, что он от меня хочет. Поэтому мне нужно искать свой путь». Проявив хитрость и отвагу, она ускользнула от неусыпного наблюдения и улетела в Европу. В Берлине, рядом с обретённой матерью, Эсти стала выстраивать новую жизнь. Но и там молодую женщину настигла погоня. От преследователя Мойше она услышала религиозный приговор: «рано или поздно ты приползёшь обратно в общину, но будет слишком поздно. Возвращайся сейчас, иначе всю жизнь будешь заблудшей овцой, ждущей божьей кары». Зритель понимает и реальность его угрозы, прозвучавшей в заключительной фразе: «мы ещё придем за твоим ребёнком».Модели основанной на слепой вере в религиозной системе противопоставляются доброжелательные отношения в супертолерантном, светском обществе. Здесь помогают всем независимо от социальных, культурных, расовых различий и сексуальных предпочтений (есть даже израильтянка — Эяль). Помнят о Второй Мировой и Холокосте, но живут по принципам широкой дозволенности, стараясь не причинять зла окружающим. С этой позиции светский мир выглядит излишне светлым, безоблачным контрастом, хасидской общине. (Хоть мы то знаем о значительном числе антисемитских выходок в той же Германии) С лица Эсти постепенно сходит выражение постоянной растерянности и страха. Символическим выходом из застенка предубеждений к незнакомому миру выгляди сцена, где главная героиня навсегда срывает с себя обязательный для ношения религиозной женщиной парик. Тем самым она как бы отрезает себе путь возвращения назад… Сериал содержит много познавательного материала о еврейской традиции В частности, во 2-й серии подробно показана важная для концепции всего действия свадьба под хупой. Более подробно зритель может оценить содержание фильма, посмотрев его с интернете и самостоятельно вынести о нём своё суждение. На наш взгляд он сделан уверенной рукой и смотрится, в целом, хорошо. В около-ортодоксальных СМИ получил отрицательные оценки.
Минисериал просто прекрасный. Психологическая разработка очень серьёзная. Шира Хаас — великолепна.
Смотрел этот сериал уже несколько месяцев назад. Мне очень понравилось. Особенно главная героиня.