Дневник Дианы Будисавлевич (Словения-Хорватия-Сербия, 2019) Режиссёр Д. Будисавлевич

Длительность 88 минут
%d0%b4%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b4%d0%b11Скромный, но с достоинством снятый черно-белый фильм, открывающий нам неизвестную страницу Второй Мировой войны. В центре сюжета страницы жизни праведницы народов мира Дианы Будисавлевич (1891 — 1978). Уроженка Австрии, католичка, она вышла замуж за серба и многие годы жила в Загребе. В 1941-м, когда нацисты захватили Хорватию власть в регионе перешла в руки их ставленников, местных националистов — католиков – усташей. Опираясь на поддержку Ватикана, они решили создавать мононациональное «независимое» государство. В этом административном образовании развернулись репрессии не только против евреев и цыган, но и начались гонения на православных христиан сербов. Их миллионная славянская община стала объектом геноцида, жертвами которого стали сотни тысяч человек. Несчастных расстреливали, отправляли в 22 концлагеря, вывозили на принудительные работы в Германию В этих условиях Диана Будисавлевич (Альма Прика) нашла в себе силы и мужество организовать помощь самым незащищённым слоям преследуемых – сербским женщинам и детям. За четыре года оккупации она с группой помощников спасла по различным данным от 7,5 до 15 тысяч детей разных национальностей, в основном славян.

Вызволенных маленьких страдальцев определяли в приюты и раздавали по семьям не побоявшимся взять на себя ответственность за усыновление сербов. Только поэтому многие из остались живы. Причём первое время Диане пришлось действовать нелегально, ибо местные пособники нацистов всячески препятствовали её работе.%d0%b4%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b4%d0%b12Еврейская тема активно проходит в киноленте в первые 20-ть минут действия. Она возникает в разговоре главной героини со своей портнихой г-жой Райх, состоявшейся в самом начале нашествия гитлеровцев — в апреле 1941-го. Тема обмена репликами – ожидаемые антисемитские акции против иудеев. Далее в чёрно-белый зрительный ряд органически вписались документальные кадры разрушения и сожжения усташами синагоги в Загребе. К осени того же года, когда Будисавлевич на свой страх и риск собрала помощь для сербов, основной проблемой для неё оказалась доставка еды и вещей заключённым. За помощью Диана обратилась  в хорватскую еврейскую общину, имевшую официальное разрешение на поддержку жертв этнических чисток. Здесь наши соплеменники проявили мужество и солидарность с храброй женщиной. Несмотря на угрозу конфликтов с властями, они дали согласие дважды в месяц провозить продовольствие и одежду арестованным сербкам. Первыми адресатами помощи стали узницы концлагеря Лоборград, где помимо 1000 евреек находились 200 славянок. Некоторые из них были с детьми. Сотрудничество продолжалось примерно полгода, но через несколько эпизодов интересующая нас тема сошла на нет. Причин этому, не отражённых на экране, две. Первая: Будисавлевич всё-таки вымолила у немцев разрешение на помощь репрессированным и смогла действовать самостоятельно. Вторая: на протяжении 1942 года практически всех евреев Хорватии арестовали и затем уничтожили в ходе Холокоста.

%d0%b4%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b4%d0%b13Диана продолжила свою самоотверженную работу до окончания войны. Сначала она сама ездила по лагерям, отбирая детей (стилизованные под хронику эти визиты производят сильное впечатление своей достоверностью). Позднее, когда её здоровье пошатнулось, приступила к  созданию картотеки малолетних узников концлагерей. К сожалению, после победы над Германией базу данных конфисковали коммунисты, а затем она бесследно исчезла. Подвиг благородной женщины в эпоху Броз-Тито по непонятным причинам замалчивали. Сама она с мужем вернулась в Австрию, где и провела остаток дней. К счастью, её внучка Дана нашла дневник бабушки, который та вела с сентября 1941 по май 1945 года. Он был издан в разных странах, факты из него легли в основу сценария. При этом Дана выступила режиссёром кинокартины и её дебют на этом поприще оказался более чем удачным. Лента получила международный резонанс ибо правдиво отобразила не только геноцид против сербов, но и некоторые страницы Холокоста на Балканах. Однако в Хорватии где (как и в Прибалтике) уже 30 лет поднимают на щит местных пособников нацистов общественность столкнулась с фашистскими вылазками во время проката «Дневника…» (см выше афишу фильма с усташской символикой и надписью «мы хорваты»).

Дневник Дианы Будисавлевич (Словения-Хорватия-Сербия, 2019) Режиссёр Д. Будисавлевич: 3 комментария

  1. Меня заинтересовал ваш сайт именно с вашими мнениями. Таких нигде не встречала. Я недавно нашла подобный суперский источник черпания новостей для себя и своих знакомых. Очень хочу с Вами поделиться, так как по-моему важно узнавать новости из первоисточника, а не читать переписанные по много раз.
    Вот то что меня задело: http://auto-file.org/member.php?action=profile&uid=255023

  2. Это же надо в такое время и с риском для жизни помогать преследуемым. Мужественная женщина. И актриса создала привлекательный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.