Я вернусь (сериал Россия, 2008) Режиссёр Е. Немых-Карцева

Длительность 606 минут (50 х 12)
%d1%8f%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%83%d1%81%d1%8c1Семейная сага, показавшая трагедию одной из советских семей в 1940-е. Перед началом войны по доносу репрессировали видного историка, академика, профессора МГУ Василия Растопчина. На свободе остались его мать, жена Валерия и три дочери: старшая Зоя (Елена Подкаминская), средняя — Мария – Муся (Елизавета Боярская), и младшая Галина-Гуля (Елена Николаева). Разделаться с ними режим не захотел или не успел; но они скатились на социальное дно, ибо все звания, степени и награды арестованного у них отобрали. Друзья от близких «врага народа» отвернулись, семью выкинули из роскошной московской квартиры. На счастье, им дала приют старинная подруга бабушки — Лиля Шварц. С 22 июня для каждой из них началась жестокая проверка на прочность нравственных качеств. Начинающий врач Зоя пошла работать в госпиталь, где зарекомендовала себя прекрасным специалистом. В ноябре Валерия со средней дочерью Мусей отправилась в сторону Можайска, менять вещи на продукты. Здесь они попали под оккупацию. Молодую девушку, подобно тысячам советских женщин, угнали в Германию на принудительные работы, а мать вскоре погибла. Галина единственная из сестёр попыталась повернуть себе на пользу тяготы военного времени… Все повороты их судеб зритель может увидеть сам.
Интересующая нас тема показана с двух сторон. История страданий Муси позволила авторам ленты показать не только бесчеловечность фашизма в целом, но и несколько штрихов Катастрофы. Первым впечатлением от Рейха для, едущих в товарном вагоне будущих рабынь стала увиденная из окна товарного вагона группа немолодых изгоев. Ещё без печально знаменитых жёлтых символов Холокоста, но уже с шестиконечными звёздами Давида на белых нарукавных повязках они под конвоем разбирали завалы. В фильтрационном лагере началась беспощадная селекция; выявленного еврея немедленно расстреляли. Та же участь постигла подругу по несчастью Растопчиной, нашу соплеменницу Розу (Мариэтта Цигаль), выдававшую себя за грузинку. Муся безуспешно пыталась спасти её от неминуемой казни, но чуть не погибла сама. Девушку спасло только приличное знание немецкого языка и проявленный к ней интерес эсэсовца Хиппке. По его рекомендации она попала в дом к профессору антропологии Кернеру. Как известно, эта наука в нацистском варианте утверждала расовое превосходство арийцев и неполноценность иных-прочих этносов. Делались подобные заключения с помощью таблиц, определяющих место человека в гитлеровской «табели о рангах» различных народов. Свои выводы лжеучёный обосновывал на базе изучения скелетов евреев и славян, покупаемых у патологоанатома одного из концлагерей. Он был убеждён в справедливости своей миссии. Напрасно один из обмеряемых семитов доктор Яаков Хофман пытался напомнить Кернеру, что когда-то лечил его жену. Тот, не слушая заключённого, закончил свои процедуры и равнодушно крикнул «следующий».
Антисемитизм бумерангом возвращался к немцам приносил страдания и ни в чём не повинным жителям Германии. Когда по протекции того же Хиппке Растопчина попала сельхозработницей на ферму г-жи Якобс, она столкнулась там с сыном хозяйки Карлом. 15-летний подросток с юных лет проникся идеями фашистской пропаганды, стал убеждённым национал-социалистом, активистом «гитлерюгенда». Ненавидел славян, как недочеловеков; поэтому однажды жестоко избил Мусю. В награду за «общественную активность» юношу направили в элитную школу, однако вскоре отчислили. Причина: расовая неполноценность. Проверка его документов показала, что его дед по матери был евреем. Полученная Карлом психологическая травма оказалась роковой; он покончил с собой. (Впрочем, в его смерти обвинили гастарбайтера-француза). Вместе с тем в фильме, показаны хоть и редко встречавшиеся, другие немцы. Пастор-католик деревни Пауль вместе со своей прислугой четыре года прятал на чердаке костёла трёх еврейских детей. Он позволил им выйти на белый свет только после прихода американцев.%d1%8f%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%83%d1%81%d1%8c2Своеобразно проявляется интересующая нас тема в показе советских тыловых будней семьи Растопчиных. Напоминаю: изгнанные из приличного жилья они нашли приют у старинной подруги бабушки Ляли Самуиловны Шварц (Екатерина Васильева). Эту пожилую женщину ничто кроме отчества с родным этносом не связывает. Мы так почти ничего и не узнаем о её прошлой жизни, кроме того, что она была неплохим музыкантом. Умная, временами грубая, но верная в своих привязанностях она стала добрым ангелом-хранителем редеющей семьи своих друзей. Актриса убедительно сыграла ассимилированную советскую еврейку, которая прониклась духом порядочности русской интеллигенции и пронесла эту черту сквозь мрачные времена сталинского режима. В целом, 12 серий эпопеи сделаны на добротном художественном уровне и содержат любопытный материал по интересующей нас теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.