Смерть кино и моего отца (Израиль, 2020) Сценарист и режиссёр Д. Розенберг

Длительность 103 минуты
%d1%81%d0%bc%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b8%d0%bc%d0%be1Одна из нашумевших картин 2020 года, получившая премию «Офир» и включённая в программу Каннского МКФ. Источники относят фильм к жанру психологической камерной драмы. Лента стала своеобразным памятником отцу режиссера – Натану Розенбергу, скончавшемуся во время работы над ней. На экране периодически появляются кадры с умершим Натаном, в том числе снятые много лет назад его сыном на любительскую камеру. Действие начинается с диалога главных персонажей. В то время, как Дэни за кадром рассказывает о новом проекте, показанный крупным планом старик, сварливо ругает сына. По мнению папы, вместо создания никому не нужных фильмов, взрослый отпрыск должен зарабатывать на жизнь своей семье: жене и маленькому сыну. А дальше на экране развёртывается навеянная воспоминаниями история отношений вымышленных двойников реальных персонажей. Режиссер Асаф (Рони Кубан) создает ленту о конфликте Ирана с Израилем, в которой исламское государство собирается бомбить Тель-Авив. Однако съёмки приходится прекратить, ибо сыну становится известен диагноз его отца Йоэля (Марек Розенбаум) – рак в четвёртой стадии. Призрак неумолимой смерти становится творческим импульсом для режиссёра, отныне желающего создать фильм о любимом папе. 

Главные персонажи много времени проводят вместе, обсуждая будущую картину. Видно, как нежно, по-родственному они относятся друг к другу, но их подходы к проекту коренным образом расходятся. Сын желает показать Йоэля более возвышенным, даже героическим, сохранив тем самым для потомства его идеальный образ. А старик воспринимает последние месяцы своего земного бытия совершенно реалистически, несентиментально. Он подводит итоги и, прощаясь с миром, не желает никакого приукрашивания… Судя по откликам Дани создал из разнородного материала впечатляющий образ эмоционального состояния семьи, столкнувшейся с неизбежным уходом своего главы. Как пишет Джонатан Ромни (сайт www.screendaily.com, 20.06.2020) «Розенберг как режиссёр изначально поражает способностью сплести воедино различные потоки повествования и различные виды материала от целлулоида и VHS до смартфона. (…) Структура фильма, сочетающего почти документальные съёмки с игровыми эпизодами ставит перед восприятием зрителя непростые задачи. Режиссёру постоянно нужно наше отношение к тому, что мы видим в каждом новом эпизоде. Приходиться переключаться с дискуссий между реальными Дэни и Натаном на сцены, показывающие вымышленного Асафа и его семью. Настоящая мать режиссера Ина Розенберг собственной персоной появляется в подлинных семейных кадрах, но периодически она перевоплощается в мать Асафа Нину. В какой-то момент оказывается, что музыка, сопровождающая изображения Йоэля, воспроизводится в студии клейзмерскими музыкантами, которые затем играют для повторного показа того же эпизода совершенно иную тему. В другом эпизоде жена Асафа Зохар (Ноа Колер) берет под свой контроль фильм мужа, спонтанно рассказывая о недостатках сценария (…) Первое сравнение, которое происходит на ум при наблюдении столь мета-вымышленной игры – ленты Годара или даже «8 ½» Феллини. Хотя более близким такому почерку по художественной сути может быть Шанталь Акерман». Сам режиссёр в интервью газете «ХаАрец» говорил следующее: «Когда мой отец заболел, мы вместе написали сценарий, в котором он должен был сыграть главного героя. Через несколько месяцев после его смерти я нашёл человека, который заменит его. В конце концов, стремление получить признание зрителей, которое для меня символизирует кино, побудило меня идти избранной мною дорогой. И то, что я затеял для него, сбылось сегодня наилучшим образом. Возможно он даже приехал бы, как я на Каннский кинофестиваль в этот бурный год, когда фестиваль борется за существование и выводит фильмы на рынок, несмотря на корону». (составлено по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>