Длительность 79 минут
Психологическая драма, сделанная на стыке документального и игрового кино. Один из наиболее удачных еврейских образов, созданных на экране в последние годы. Мы не узнаем имени главной героини, она так и останется для нас фрау Штерн. 90-летний осколок идишской культуры, биографию которой мы постепенно узнаём из реплик и диалогов с другими людьми. В юности пережила Холокост, выкосивший всю её семью. После этого окончательно утратила итак не слишком крепкую с детства веру. («Я считаю себя агностиком; Б-г мне не нужен»). В 1945-м совершила алию и нашла себе в Израиле мужа – соплеменника из Германии. Совершенно неясно почему её супруг всё же решил вернуться в причинившую ему столько зла страну исхода. Но жена последовала за ним. Приводится клятва данная при этом молодой четой: «Простить – да; забыть – никогда». Именно в Берлине прошла вся последующая жизнь главной героини. Там похоронила мужа, вырастила дочь стала наперстницей сердечных тайн любимой внучки Элли (Кара Шрёдер). Девушка привязана к ней и на 90-летии бабушки даже уговорила её спеть и аккомпанировала ей любимое произведение — песню Гершвина «Summertime» При немощи тела старушка сохранила совершенно ясную голову и удивить её после бесчисленных испытаний было уже ничем невозможно.
Эта невозмутимость явственно написана на морщинистом малоподвижном лице с тяжёлым взглядом. В момент начала действия ленты её больше всего волнуют две проблемы. Первая – логичная и понятная каждому здравомыслящему человеку, как быстро, не причиняя хлопот окружающим, уйти в лучший мир. Отсюда мысли об эвтаназии и попытки самоубийства. Вторая — неистребимое любопытство к окружающему, желание испытать нечто новенькое в каждый отпущенный ей день. Попробовать вместе с молодёжью «травку»? Конечно, если здоровье ещё позволяет. Оттянуться с внучкой по-полной в ночном клубе? А почему бы и нет! Житейская мудрость позволила ей перевести свой опыт в невесёлые афоризмы. («Жизнь – это обуза», «Нужно подружиться с одиночеством», «В этом мире есть категория людей, несчастных лишь потому, что они существуют). Она терпима и потому сохранила хорошие отношения с представителями разных поколений и взглядов. Продаёт соплеменник-гей наркотики? Ну и пусть его. Даже попав в своё любимое ток-шоу «Момент триумфа», находясь посреди круговерти телецентра она сохраняет полное самообладание. Ответы фрау точны и вызывают одобрение аудитории: «Немцы моего возраста – это убийцы таких, как мы и наших семей. Молодое поколение ни в чём не виновно. И поэтому у меня сейчас много молодых друзей (немцев)». Однако заполнившее зал поколение не всегда понимает внутренний смысл высказываний старой женщины и временами реагирует на её слова неадекватно. На вопрос «Есть ли что-нибудь, что вы не испытали, но хотели бы испытать» последовал мгновенный ответ «Да, быстрая смерть». Режиссёр намеренно показывает нам бурное веселье аудитории, привыкшее к постоянным развлечениям (во, бабка, даёт). Но, под пристальным трагическим взглядом фрау Штерн общий смех сходит на нет. Кажется дошло. До одних раньше, до других позже. Главная героиня в этом не уверена и не желает копаний в своём мучительном прошлом. Она покидает зал. Уходит, нарушая всю установленную процедуру зрелища, ибо мысленно уже выше суеты… В ленте много точных наблюдений за жизнью современного Берлина, которые зритель может увидеть сам (в торрентах есть копия с русским переводом). Но фильма бы не получилось столь целостным не будь в нём Ахувы Зоммерфельд. Несколько десятилетий она работала помощником режиссёров и единственная актёрская, да ещё главная, роль досталась ей в 82 года. Надо полагать старая еврейка играла самоё себя и спасибо режиссёру, нашедшему столь колоритную, многогранную личность. Спустя три недели после премьеры артистка умерла от воспаления лёгких, но оставила о себе память в образе стойкой старой женщины, сознающей бренность своего существования, но умеющей, несмотря на все сомнения, радоваться жизни… Лента с успехом прошла на многих киносмотрах и вызвала восторженную критику. Вот лишь некоторые из хвалебных отзывов. «Один из самых приятных сюрпризов, который немецкое кино преподнесло в 2019 году». (Programmkino.de); «Фрау Штерн — одна из самых крутых бабушек которые когда-либо производило немецкое кино!» (Epd-film); «В этом независимом фильме Анатоль Шустер добился удивительных результатов. Он сочетает в себе талант художника-документалиста в изображении сегодняшнего, красочно смешанного Берлина. Полон юмора когда рассказывает об эротических желаниях старости и серьёзен рассуждая, об отдалённых последствиях Холокоста (…) Фильм о смерти, прославляющий жизнь» ( SWR2 ) Для любителей еврейской темы и просто хорошего кино.