Длительность 100 минут
Один из фильмов воссоздающих подвиги праведников народов мира. Сценарий основан на фактах биографии Саиде Арифовой (Лилия Яценко) — воспитательницы в Бахчисарайском приюте татарских сирот. По данным из разных источников она спасла от 87 до нескольких сот еврейских детей. Украинская лента посвящена показу лишь одной страницы из её героической деятельности. Обрамлением действия стали сцены в иерусалимской больнице происходящие в начале 21 века. В них старый еврей (Шмуэль Ацмон) рассказывает представителю музея «Яд ва-Шем» историю своего спасения. Экран переносит нас в 1941 год, когда фашисты вступили в Крым, где также началась трагедия Холокоста. Иудеи религиозной общины Бахчисарая попытались спасти несколько детей, спрятав их в тайном убежище в доме раввина. Оттуда те сумели перебраться в пещеры Чуфут-Кале, но там их положение без питания и воды стало критическим. На поиски еды и питья отправился старший из группы Ицхак Плейшнер (Вениамин Прибура). Помощь и поддержку он нашёл у Саиде, ибо крымчаков оккупанты решили не трогать. Рискуя жизнью, женщина приняла детей изгоев в свой детский дом. Там они и остались, в то время, как взрослых евреев поместили в гетто и через несколько недель расстреляли.
Чтобы спасти себя и детей воспитательница дала новым питомцам мусульманские имена, оформила подложные документы, заставила каждого выучить вымышленные биографии. На случай каких-либо проверок учила их основам ислама: знакомила с мусульманскими обычаями и молитвами на арабском языке. Так знание основ чужой веры стало для еврейских детей пропуском в жизнь. Делалось всё это практически на виду у оккупантов, когда риск разоблачения и расстрела была необычайно велик…В 1944 в Бахчисарай вернулась Красная армия, но спасённые от Холокоста дети чуть было не попали из одной трагедии в другую. По распоряжению Сталина всё татарское население полуострова (почти 200.000 человек) выселили на Урал и в Среднюю Азию «за пособничество немецко-фашистским оккупантам». В ходе стремительной депортации в детский дом явился отряд НКВД. Еврейских воспитанников оставили на месте только потому, что Саиде сохранила и показала их подлинные документы. Поэтому питомцев с чуждой «пятой графой» отправили в комендатуру «для выяснения», а Арифову вместе с детьми-соплеменниками посадили в эшелон и отправили на восток. Мольбы детей, бегущих за увозящим женщину грузовиком, оставить им приёмную мать не были услышаны… Фильм откровенно провёл параллель между Холокостом и депортацией крымских татар. Как известно сосланное коренное население полуострова было полностью восстановлено в правах только в 1991 году в результате принятия закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов». По данным заключительного титра главная героиня вернулась в Бахчисарай только в 1993 году, где тщетно пыталась найти кого-либо из спасённых ею евреев. Однако в Израиле подвиг женщины не был забыт; ей присвоен почётный титул «праведник народов мира». Фильм не выделяется особыми художественными достоинствами, но сделан добротно. Представляет интерес как показ малоизвестной страницы истории Катастрофы, связанной со страданиями других этносов. Ленту можно найти в интернете в оригинальной версии на украинском языке.
Глава Украинского еврейского комитета назвал “сомнительной” историю спасения еврейских детей татарами, описанную в фильме “Чужая молитва”. По его мнению сценарий основан на непроверенных источниках.
Драму Ахтема Сеітаблаєва «Чужа молитва» у прокаті подивилися близько 10 тисяч глядачів .