Картина победы (Израиль, 2021) Режиссёр А. Нешер

Длительность 128 минут
%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%bf%d0%be%d0%b11Другие варианты перевода названия «Изображение победы«, «Образ победы» Последняя по времени работа Ави Нешера. Судя по источникам, она предлагает нам нетрадиционный взгляд на некоторые трагические страницы Войны за Независимость. Сюжет развёртывается в период первой половине 1948 г. Его важнейшая часть показывает дни предшествующие битве при кибуце Ницаним, и сражение вокруг него (6 — 7 июня 1948 г.). Поселение создала между Ашдодом и Ашкелоном пятью годами ранее группа еврейских активистов из движения «Ха-ноар ха-циони». Во время арабо-израильского конфликта его взяли штурмом египетские войска. Уцелевшие защитники попали в плен, где провели почти шесть месяцев. В начале следующего года отряды АОИ освободили киббуц и он был возрождён. Создатели ленты предложили зрителям необычный взгляд со стороны, сделав центральным героем молодого египетского журналиста Мухаммада Хейхала (Амир Хури). Его с оператором прикомандировали к наступавшим египетским частям для создания документального кино о блистательных победах арабов над евреями. «Киношники» расположились в деревне у подножия кибуца и стали свидетелями противостояния двух сторон. 

Внимание пришельца привлекла фигура Миры Бен-Ари (Джой Ригер) молодой связистки, жившей в Ницаниме с мужем и маленьким сыном. Она стала одной из немногих женщин, отказавшейся покинуть поселение и погибла в начале штурма. Первая половина действия, как утверждают рецензенты, носит откровенно мирный, даже пацифистский характер. Между представителями двух враждебных миров — израильского и египетского — развиваются дружеские иногда даже забавные отношения не намекающие на опасность. Съёмки Хейсалом бытовых эпизодов как в арабской деревне, так и издалека в кибуце показывают много общего между молодыми людьми обеих сторон. Кажется на экране развёртывается не историческая драма, а весёлая комедия. Однако, неумолимое развитие войны приводит к жестокому противостоянию, с многочисленными жертвами и поначалу верх берут арабы. Кто же виноват, в подмене общечеловеческих ценностей кровавым конфликтом?
Фильм уже показан на ряде фестивалей и вызвал неоднозначные оценки СМИ; от восторженных до резко отрицательных. Приведём один положительный отзыв Шмулика Дувдевани (сайт ynet-co-il, 23.09.2021): «это кино с эпическим размахом и мощным эмоциональным импульсом. (…) В центр повествования Нешер ставит неожиданного героя. Это Мухаммад Хассанин Хайхал молодой египетский журналист, сопровождавший египетские войска в качестве режиссера пропагандистского фильма (Модель, которая его вдохновляет — серия фильмов «Почему мы сражаемся», снятая Фрэнком Капрой для армии США во время Второй мировой войны). Главного персонажа и его оператора сопровождает египетский отряд, командир которого (Ала Дака) пытается с помощью своих солдат создать фальшивые героические ситуации. Этот театр предназначен исключительно для высокопоставленных правительственных чиновников в Каире. (Как подчеркивается в финале, Хейхал станет одной из фигур, близких к президенту Египта Нассеру, редактором ведущей газеты «Аль-Ахрам» и ярым противником мирных соглашений с Израилем). (…) Характер Хейхала, кстати, придаёт дополнительный смысл повествования в котором главный герой становится жертвой цепи обстоятельств и мотивов стоящих выше него. Он ищет человеческую, даже романтическую сторону военной ситуации, но в его стремлении документировать историю, Хейхал должен оставаться летописцем стойких арабских стереотипов по отношению к евреям. Да, ряд сцен ленты побуждают назвать её антивоенной, но такое определение будет верным лишь частично и не охватывает всей многоплановости его содержания (…) Это подчёркнуто уже названием. «Картина Победы». Но чьей? Фильм включает в себя потрясающую реконструкцию интенсивной битвы при Ницаниме, которая вызвала историческую дискуссию. Столкнулись полярные мнения: была ли это отчаянная и безнадежная попытка сопротивления, закончившаяся сдачей в плен или, как это представил офицер Гивати Абба Ковнер (в фильме Йонатан Барак), перед нами акт поражения и трусости. Трагедия Ницанима, согласно кинокартине, заключается в том, что египтянину необходимо во что бы то ни стало создать картину победы, и маленький кибуц почти случайно становится жертвой сфабрикованного египтянами образа героической победы. Вот причина по которой почти веселая атмосфера сменяется всё более мрачным тоном. Эта трезвая позиция не только отличает фильм от аналогичных по теме работ его предшественников, но и придает ему особо печальный, меланхолический характер». (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.