Длительность 113 минут
В интернет-источниках лента считается самым значительным достижением швейцарского кино за всё время развития Десятой музы в этой стране. Действие разворачивается в Северной Италии летом 1943 года. Немецкий транспортный поезд с военнопленными из армий антигитлеровской коалиции подвергся нападению американской авиации. Солдаты союзников, среди них английский лейтенант Холидей и американский сержант Брэддок сумели бежать из горящих вагонов. В небольшом селении их настигло известие о свержении Муссолини, однако надежда ни мир оказалась обманчивой; весь регион стремительно заняли германские войска. Переодетые в штатское и странствуя в поисках более надёжного убежища наши герои стали свидетелями как на одной из железнодорожных станций эсэсовцы загоняли в эшелон местных евреев. Двигаясь дальше Холидей и Брэддок достигли южных предгорий Альп. Здесь они пришли в местную церковь и оказались в месте сбора группы участники которой по различным причинам пытались добраться до нейтральной Швейцарии. В её состав вошли бывший британский майор Теллфорд: француз, голландец, поляк… Немка фрау Виттельс со своим сыном Бернардом попала сюда после того, как тщетно пыталась спасти мужа-еврея от той самой депортации, которую видели главные персонажи.
В группу попали двое наших соплеменников: Гиллель (Морис Сахновский) и его племянница Ханнеле (Берта Сахновски). Но вот по радио объявили об освобождении Муссолини спецподразделением СС и положение быстро начало меняться в худшую сторону. Фашистски настроенный крестьянин сбежал в долину и донёс размещённым там немцам где и кто укрывает врагов Третьего рейха. Нацисты двинулись штурмовать горную деревню возле которой их натиск сдержали партизаны. Пока шёл бой, падре призвал всех трех профессиональных вояк Холидея, Брэддока и Теллфорда объединиться и возглавить движение беженцев к швейцарской границе. Проводника им предстояло найти в соседнем селении. Однако, когда изгои добрались до указанного места они нашли там только сожжённые дома и труп нужного им человека. Подобрав несколько случайно уцелевших детей, беглецы решили самостоятельно двигаться дальше, хотя гитлеровцы висели у них «на хвосте». Разреженный горный воздух, глубокий снег, ветер и непогода в первую очередь утомляли пожилых людей. Самый старый беглец — еврей Гилель без сил упал, но ему помогли встать и идти дальше. На счастье, страдальцам подвернулась охотничья хижина, где можно было укрыться от метели. Пока они приходили в себя немецкая часть обогнала их и перекрыла дорогу через границу. Приходилось думать, как отвлечь врага и проскочить в нейтральное государство. И тогда Бернард Виттельс принёс себя в жертву, он намеренно устремился от своих спутников в другую сторону, отвлекая внимание нацистов, которые погнались за ним на лыжах. Воспользовавшись ситуацией, группа беженцев устремилась к пограничному переходу, Юноша погиб от выстрела в спину. Его мать, видя гибель сына закричала и тем выдала себя и всех остальных перебежсиков. Теперь страдальцам приходилось изо всех сил и под огнём противника бежать к заветной черте. Гиллель упал; он больше не мог двигаться. Холидей пытался его поднять, но получил ранение и оставил старика на верную гибель. Остальная группа достигла Швейцарии, где им не слишком радовались, но, после переговоров с начальством, отправили в лагерь для перемещённых лиц.Как видно из источников, сценарий достаточно насыщенный. В нём использованы факты из фронтового опыта исполнителей главных ролей Моррисона, Хоя и Рейгана, бежавших во время войны из немецкого плена. Лента снималась во многом, как документальное кино, но следует отметить два важные обстоятельства. За исключением трёх ролей, все все персонажи созданы непрофессиональными актёрами. В саундтреке нет ведущего наречия, с экрана совершенно равноправно звучали 9 языков, включая идиш. Важную смысловую роль приобрела сцена в хижине, где присутствующие исполнили широко известный в европейских странах канон Frère Jacques («Братец Яков»). Причём каждый из присутствующих пел его на родном языке. В этом эпизоде показано интернациональное, гуманистическое чувство единения людей в минуту опасности. Объединяющий порыв настолько силён, что преодолевает все языковые барьеры и различия в менталитете. Всё это вложил в кинокартину австрийский еврей режиссёр Леопольд Линдтберг, бежавший из Вены в Цюрих после аншлюса 1938 года. Как видно из содержания фильма в нём он также коснулся трагедии своего народа в эпоху Холокоста.Съёмки «Последнего шанса» проходили в ноябре 1944 – марте 1945 года в различных кантонах Швейцарии. Лента с грандиозным успехом шла в западных странах. Оценки критики были восторженными. Вот лишь один пример. «Всего за несколько месяцев до падения Третьего рейха Швейцария впервые осмелилась снять фильм, который не только четко выступал против войны в вообще, но и против террора национал-социалистов. (…) «Последний шанс» менее всего антинемецкое пропагандистское произведение. Скорее, Линдтберг создал работу, основанную на глубоко прочувствованных общечеловеческих нравственных ценностях и готовности нормальных людей помочь друг другу» На Каннском МКФ-1946 она получила Гран-при, а в США удостоена приза «Золотой глобус». (составлено по различным источникам)
Добрый день. И где вы откапываете подобные древности.
Добрый вечер. Интересуюсь историей Швейцарии и всё, что с этим связано. Фильма не найду и не надо. Интересно каким оазисом свободы эта нейтральная страна была во время войны.
Большое спасибо за подробную информацию. Только фильма я не нашла.
Неплохо. Но устарело.
Случайно наткнулся на аннотацию. Не знаю, хочу ли я посмотреть фильм, но описание получилось интересное.
Сюжет интересный, но фильм больно уж старый. Такие, обычно плохо смотрятся.
Серьёзная работа, несмотря на солидный возраст смотрится хорошо.