Праведник (Россия-Израиль, 2022) Режиссёр С. Урсуляк

Длительность 162 минуты
%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba1Самый популярный российский фильм о Холокосте. В основе его сценария — реальная история августа — октября 1942 года, развернувшаяся в Белоруссии и западных районах РСФСР. Тогда в лесах недалеко от Минска разными путями скопилось порядка 300 евреев, преимущественно старики, женщины, дети зачастую плохо понимающие по-русски. Они представляли собой остатки общин различных городов и сёл, спасшиеся в лесах от поголовного истребления нацистами. Прибились к партизанам, ибо им просто некуда идти, а такое соседство давало хотя бы иллюзию безопасности. Но проблем отряду они доставили «выше крыши»; их нужно было кормить, оберегать, а лишние гражданские сковывали мобильность соединения и делали его уязвимым для противника. Поэтому один из младших командиров отряда «Мститель» Николай Киселёв получил пятерых бойцов, переводчицу и приказ вывести всех беженцев на советскую территорию. Для прорыва руководство выбрало участок фронта к северо-западу от Смоленска, так называемые «Суражские ворота». Здесь линия передовой с обеих сторон практически отсутствовала, так как на протяжении 40 км. землю покрыли дремучие леса и трудно-проходимые болота. Преодолеть преграду позволял всего лишь один плохонький мост

Вот только до него предстояло добираться более 800-т километров по оккупированной территории с постоянным риском нарваться на гитлеровских карателей. Пришлось идти много недель, преимущественно ночами и по пересечённой местности, что требовало у оголодавших старых и малых предельного напряжения сил. В таких тяжелейших условиях Киселёв, пусть и с потерями, но выполнил поставленную ему задачу – вывел из вражеского тыла 218 евреев. Подробности эпопеи можно найти в разных сайтах интернета. Она стала исторической канвой вокруг которой создатели фильма возвели свою художественную концепцию.%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba2Как часто бывает она оказалась неравноценной; одни детали оказались более впечатляющими, другие затрагивают гораздо меньше. Начнём с сильных сторон. Наиболее важным достоинством фильма считаем его режиссуру. Сергей Урсуляк сумел придать действию эпический размах и динамику не ослабевающую до самого финала исхода. Перед нами фреска с огромным количеством второстепенных действующих лиц, многие из которых запоминаются, несмотря на появление в паре – тройке эпизодов. Евреи в действии не безликая масса, но совокупность самых различных характеров, с самыми разнообразными чертами; от полной покорности судьбе, до желания сражаться. Наиболее глубоко отображён образ Дины-Любы (Юлия Витрук), оказавшейся жертвой садистски настроенного эсэсовца. Шантажируя её угрозами расстрелять родителей, он вынуждал девушку предавать соплеменников. В результате она потеряла доверие пертизан и благое дело спасение маленькой Мириам Таль закончилось её гибелью. (Жестокая логика войны!) Среди борцов выделяются Нехама (Наталья Савченко), пославшая в схватку своих сыновей Шломо (Николай Хмелёв) и Баруха (Владимир Комаров), могущих далеко кидать гранаты. А, когда один гибнет, выражает желание заменить его в бою. (Видимо, не случайно в её типаже просматривается сходство с женщиной с известного плаката «Родина-мать зовёт!»). Из этой же категории действующих лиц и юный Моше Таль (Марк Эйдельштейн), горящим желанием отомстить за погибших родных. Трагична и реалистична еврейско-немецкая пара Нойманов: Исаак (Виктор Ландберг) и Грета (Каролина Хубер). Впечатляет сцена гибели женщины, когда на неё, читающую на немецком классическое стихотворение, натыкается гитлеровский солдат. Удивлённый он спрашивает её «вы немка», а слышит в ответ «я — еврейка», хотя своими словами она подписывает себе смертный приговор. В многофигурном полотне видны проблески еврейского юмора, как средства, помогающее людям выжить в невыносимых условиях. Он воплощён в образах Рувима Янкеля (Сергей Маковецкий) и доктора Ацля (Евгений Муравич). Перечень запоминающихся фрагментов можно долго продолжать.%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba4Несомненным стержнем произведения стал образ бывшего политрука и военнопленного, затем партизана Николая Киселёва. Основой его характера являются чувство долга – полученный приказ следует выполнить. Но, в то же время, он понимает, что доставшуюся ему толпу измученных людей иной религии и культуры нельзя гнать вперёд только принуждением. Ему, коммунисту, пришлось искать общий язык с истинными иудеями, убеждать отказаться от выполнения заповедей, составлявших основу их духовного бытия. И люди поверили представителю чуждой идеологии, ибо его предложения укладывались в допустимую верой возможность нарушать мицвот ради спасения жизни. А чего стоит пришедщая из реальности история с трёхлетней Бертой Крамер. Девочка непрерывно и громко плакала, рискуя навлечь на беженцев пули карателей. Для безопасности всех ребёнка решено было утопить (о подобных случаях говорят воспоминания). Отчаявшиеся родители Иосиф (Илья Иосифов) и Геля (Елена Ташаева) решились на столь жуткий поступок, но его предотвратил Киселёв. Он взял Берту на руки, успокоил и она затихла. А за кадром осталось то, как Николай днями нёс ребёнка, подкармливая из своих скудных запасов. Не вошли в фильм сцены, где он постоянно организовывал и лично проводил разведку местности, правдами и неправдами добывал продукты для подопечных. А финальная сцена, когда главный персонаж личным мужеством обеспечил прорыв исстрадавшихся людей навстречу свободе, жизни может быть далека от исторической правды, но впечатляет своей масштабностью и эмоциональностью. Следует отметить и отличную операторскую работу Михаила Милашина, камера которого стала полноправным персонажем действия. В целом, в фильме ярко отражено событие, о котором израильские историки пишут, как о самом уникальном случае спасения евреев в годы Второй Мировой войны.%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba3Вместе с тем, на взгляд автора этих строк, режиссёр поддался соблазну сделать свое детище более «смотрибельным». Именно отсюда ряд приёмов коммерческого кино, существенно снижающих воздействие ленты. В первую очередь это относится к истории с астролябией – наследственной собственностью семьи Таль. Даже, если нечто подобное произошло в действительности, в действии этот ход выглядит искусственным. Хотя, следует признать, он «привязывает» к основному действию израильские эпизоды и расширяет историческую перспективу сюжета. Второй недостаток – не столько драматическая, а скорее юмористическая любовная линия Ферзя и Товы Липницкой (Мария Золотухина), долженствующая отобразить дружбу народов? Несмотря на хорошую игру актёров, их роман откровенно надуман и ему не добавляет реальности даже гибель молодой женщины. Третий просчёт – прямолинейная подача образа эсэсовца Шмюкера (Дитмар Кениг). Да, все мы понимаем, что гитлеровцы олицетворение зла, но доходящая до карикатурности, опереточная трактовка этого персонажа, никак не способствует повышению художественности фильма. Точно также, как и навязчивая охота за ним Моше Таля, словно пришедшая из стандартного боевика. Однако, такие повороты любит массовый зритель на которого ориентировался в данном случае режиссёр и он добился результата… Впрочем, личное мнение о ленте каждый может составить сам — её уже выложили в интернете. Фильм с успехом вышел в российский прокат. Вероятно, следует ждать положительных откликов на него и за рубежом.

Один комментарий к “Праведник (Россия-Израиль, 2022) Режиссёр С. Урсуляк

  1. Великолепное кино. Удивительно, почему так мало отзывов. Или высказались на других сайтах?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.