Леопольдштадт (Великобритания, 2021) Режиссёр П. Марбер

Длительность 150 минут
%d0%bb%d0%b5%d0%be%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b4%d1%881Фильм-спектакль, экранизация одноимённой последней пьесы британца Тома Стоппарда (р 1937), получившей международный резонанс. На сцене показаны судьбы представителей четырёх поколений еврейской семьи (1900 — 1955), жившей в венском квартале Леопольдштадт (У горожан этот район назвался «остров мацы»). В произведении широко использованы факты биографии родственников драматурга. До просмотра автор аннотации ограничится изложением проблематики произведения, уже переведённого на русский язык и поставленного на сцене РАМТ. Акт первый — канун 20 века. В Австрии празднует Рождество многочисленная – до 30-ти человек — ассимилированная еврейская семья крупного торговца тканями Мерца. Собравшиеся за столом иудеи, надеются расширить влияние и выйти за пределы своего квартала. Один из мальчиков водружает на верхушку рождественской елки звезду Давида. Такое смешение культурно-религиозных традиций выглядит нормальным и даже хорошим знаком. О чем беспокоиться, если сам глава семьи Герман Мерц, крещён, женат на католичке, воспитывает детей по-европейски и вполне уверен в хороших перспективах клана. Ведь его соплеменники доказали стране обитания свою верноподданность, поэтому либеральная экономическая, политическая и культурная ситуация для них вполне обнадеживающая. Впереди светлое будущее.
Акт второй – 1924 год. Двуединая монархия за которую евреи сражались в рядах австрийской армии развалилась. Молодёжь ещё не утратила надежд, но старшее поколение с тревогой смотрит на усиление антисемитизма и распространение коммунистического движения. Семья собирается в тех же хоромах на обрезание внучатого племянника Германа. По еврейской традиции это праздник, но глава клана чувствует тревогу и провидит грядущие испытания. На всякий случай, он готовит банковские документы для перевода бизнеса на имя сына.
Акт третий – конец 1938-го. Аншлюсс Австрии состоялся. Процветающая некогда торговля тканями уничтожена нацистами. В квартиру входят немецкие офицеры, реквизируют имущество и выселяют всех присутствующих. После их ухода Герман раскрывает, что за большие деньги подделал свидетельство о рождении сына и теперь его отпрыск считается плодом от романа жены с австрийским офицером. Это позволит мальчику считаться чистокровным австрийцем, а Мерцам хотя бы частично сохранить бизнес.  Появившийся британский журналист Перси убеждает евреев как можно скорее и любыми путями покинуть Вену. Он уговаривает племянницу Германа Нелли забрать маленького сына Леонарда и уехать с ним в Лондон. В заключение акта Мерцы покидают квартиру.
Финал пьесы подводит многозначительный итог повествования. Один из персонажей, Леонард Мерц, появляется в ставшем чужим венском жилище, когда на дворе уже середина 1950-х. По облику и менталитету это абсолютный британец, который не воспринимает себя евреем и полностью забыл о своем раннем детстве. Двое переживших Холокост родственников (Роза и Натан) пытаются пробудить в нём хоть какие-то ранние впечатления… Они задают ему бесконечные вопросы: «Ты помнишь? Не помнишь? Ты что, не можешь вспомнить? Почему ты не можешь вспомнить?». А на экране тем временем появляются портреты всех исчезнувших членов семьи с надписями обозначающими место их гибели: «Освенцим», «Дахау», «Марш смерти»…
Оценок телеспектакля в интернете пока не обнаружено. Однако режиссёр постановки в РАМТ Алексей Бородин так оценил идейный стержень пьесы: : «Леопольдштадт» — это не только трагедия отдельной семьи или даже народа. Я смотрю на эту историю шире: это трагедия меньшинства, которое всегда раздражает большинство и всегда ему проигрывает. А еще это размышление о том, как каждому из нас жить в изменяющемся мире, выдерживая все перипетии, не теряя себя и своих корней«. Надо полагать, рецензенты экранной версии выскажут схожие мнения. К моменту написания аннотации её автор видел в интернете только трейлер с русскими субтитрами, но с нетерпением ожидает появления полной версии телеспектакля в любом варианте.

Леопольдштадт (Великобритания, 2021) Режиссёр П. Марбер: 3 комментария

  1. Пьеса ‘Леопольдштадт’ оказалась, на мой взгляд, настоящим произведением искусства, которое заставляет задуматься и переживать. Стоппард виртуозно переносит зрителя в мир главных персонажей и великолепно исследует их жизни и историю. Эта пьеса не только проникает в сердце, но и заставляет задуматься над темами идентичности, семьи и наследия. Актерская игра была потрясающей, а сценография и костюмы создали атмосферу времени и места. Просмотр спектакля в РАМТ заставил меня прочувствовать в судьбу еврейской семьи и задуматься над её участью и участью всего народа. Пьеса останется в моей памяти надолго. Рекомендую всем посмотреть ‘Леопольдштадт’, это высокохудожественная вещь.

  2. Я подумала, а ведь Стопард по происхождению чешский еврей. Может быть под конец жизни у него появилось желание вернуться к своим корням? Почитайте его биографию. Его детство — приключенческий роман. Бегство от нацистов по маршруту Чехия — Сингапур — Индия — Великобритания. Уже в этом есть некие штрихи его пьесы. И плевать, что это спектакль. Главное — произведение и его смысл.

  3. Избаловались наши зрители. Такое понятие как фильм-спектакль уже и забыли. А смотреть надо не на устаревшую форму, а на суть. Пьеса прекрасная и очень содержательная. Вот только фильма пока не нашёл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.