Житие Брайана по Монти Пайтону (Великобритания, 1979) Режиссёр Т. Джонс

Длительность 94 минуты
Также известен под сокращённым названием «Житие Брайана». Псевдоисторическое, но по хорошему смешное изложение евангельских сюжетов, поставленное выдающейся группой английских комиков «Монти Пайтон».Так как лента старая и встречается чаще всего с русскими одноголосными переводами невысокого качества, позволим сокращённый пересказ её сюжета. Главным персонажем фильма является не Иешуа га-Ноцри, а родившийся одновременно с «мессией» обычный еврей. В начале трое волхвов явились с дарами к яслям, где лежит новорождённый Брайан, но, выяснив, что ошиблись адресом, отобрали дары и отправились в соседний дом к младенцу Иисусу. Спустя 33 года уже взрослый но безалаберный детина Брайан с матерью пришли послушать Нагорную Проповедь Христа. Они оказались в задних рядах, из-за шума почти ничего не услышали и, в конце-концов ушли в другое место любоваться на побитие камнями грешника. Там священник-коэн призывал соплеменников казнить горожанина произнёсшего имя Божие Яхве (тетраграмматон)  всуе (т е понапрасну). Однако, служитель Храма сам не мог толком ничего ни объяснить ни организовать; его никто не слушал, и из толпы по поводу и без повода постоянно восклицали Яхве, Яхве… В результате камни летели в разные стороны и, в итоге, забили самого коэна.

Далее, после поединка в амфитеатре Брайан, последовал за симпатичной Юдифью и попал в пародию на современных экстремистов «революционную» организацию «Народный Фронт Иудеи» (НФИ). Цель группы свергнуть колониальное иго Римской империи реализовалась не действиями, а через демагогию и пустые споры с конкурирующим «Иудейским Народным Фронтом» (ИФН).
После споров о пригодности новичка для революции Брайан получил первое задание: нарисовать под покровом ночи на стене дворца Ирода надпись «Римляне, убирайтесь домой». Малограмотный в латыни еврей написал её неправильно: Romanes eunt domus. За этим занятием его поймал римский патруль, но центурион, не арестовал злоумышленника, а как школьный учитель подчеркнул ему грамматические ошибки. Затем он приказал злоумышленнику сто раз правильно переписать фразу Romani ite domum. Веселья здесь хватает. К рассвету стены сооружения оказались полностью покрыты мятежной надписью, а Брайан приобрёл авторитет в НФИ. Далее его включили в группу которая должна была проникнуть во дворец и похитить жену Ирода. Однако в подземельях повстанцы столкнулись с родственным по цели отрядом ИФН. Конкуренты вступили в драку, перебили друг друга; в живых остался только Брайан, которого отправили на суд к наместнику. Косноязычный, недалёкий Пилат — объект насмешек всех иерусалимцев, не мог сосредоточиться на одной теме. Забыв о мятежнике, он переключился на обсуждение достоинств знакомого римлянина по имени Херус Длиннус.. В неразберихе Брайану удалось смыться и, после короткого пребывания у инопланетян злосчастный повстанец снова оказался в Иерусалиме. Новые попытки спрятаться привели беглеца на площадь в число бродячих иудейских проповедников. Избегая внимания легионеров, он начал произносить бессвязные фрагменты Нагорной проповеди Иисуса. Толпа тут же объявила его «учителем», себя его учениками, а любые высказывания или поступки новоявленного пророка понимались как чудеса. Все попытки укрыться от назойливых почитателей кончились безрезультатно и Брайан опять попал к римлянам. Пилат приговорил его к распятию вместе со 139 другими преступниками. После невообразимой комедийной путаницы вокруг его освобождения главный персонаж и его товарищи по несчастью, так и остались висеть на крестах. В финале хор распятых поёт развесёлую песню «Always Look on the Bright Side of Life», названную в русском переводе «В любом положении мы должны быть оптимистами».
Фильм сделан в хорошем темпе и с приличным качеством юмора. Прилично смотрится, несмотря на солидный возраст. В нём воспроизведены отдельные черты обстановки Иудеи 1 века. Смех вызывают не просто юмористические, но и сатирические ноты, возникающие из перекличек с современностью. Чего стоит грызня между псевдореволюционными организациями. Или показ римской колониальной системы, представленной как недалёкая бюрократия. Камни критики, не только в буквальном, но и в переносном смысле, летят в религиозный огород. Вот толпа не рассуждающая, а готовая воспринять на веру каждое заявление новоявленного пророка. Сколько таких духовных и светских диктаторов, фюреров и иных «отцов нации» отметилось в историческом процессе. Но именно трактовка веры привела к неприятию фильма в католических и иных христианских кругах. В нескольких государствах он был запрещён, в ряде стран его показ ограничили. Интересный пример неожиданного и нестандартного прочтения событий в еврейском обществе времён Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.