Всё впереди (СССР-Франция, 1990) Сценарист и режиссёр Н. Бурляев

Длительность 71 минута
Упрощённая экранизация одноимённого романа Василия Белова (1932 — 2012). Его две части разделяет десятилетие: c середины 1970-х — вторая половина 1980-х. Критика разнесла произведение в пыль. Отрицательная репутация произведения не остановила Николая Бурляева, взявшегося за его экранизацию. Основные герои — интеллигенты: два физика, морской офицер и врач нарколог, которые решают личностные и мировоззренческие проблемы. Рамки каталога побуждают нас сосредоточиться на отношениях треугольника Дмитрия Медведева (Борис Невзоров) его друга нарколога Александра Иванова (Владимир Гостюхин) и их приятеля Михаила Бриша (Аристарх Ливанов). Медведев в начале действия руководит отделом в НИИ, создающем первую в СССР ещё ламповую супер-ЭВМ. Бриш по национальности еврей, считает, что может сделать карьеру в кибернетике и настоятельно добивается перевода в группу Медведева. Иванов — многообещающий доктор, глубоко убеждённый в необходимости своей работы. Первая часть заканчивается драмой; на ЭВМ происходит авария во время которой гибнет сотрудник группы. Моральную и юридическую ответственность за эту трагедию несёт руководитель отдела. Вторая половина романа переносит нас в эпоху перестройки, разрушавшей тоталитарную систему и вынуждавшую вносить коррективы в мировоззрение каждого советского подданного.

За промелькнувшее десятилетие Медведев отсидел 6 лет в тюрьме за должностную халатность, развёлся с женой. После освобождения в Москву не вернулся, устроился работать бригадиром строителей в сельском районе недалеко от столицы,. Его коллектив возводил различные объекты для ещё существующих колхозов и совхозов. Научную работу в прошлом наш герой счел потерей времени, обратился к религии, надеясь с её помощью найти ответы на главные вопросы бытия. Бриш продвинулся по карьерной лестнице не столько благодаря научным достижениям, сколько при содействии «нужных» людей. Женился на бывшей супруге Медведева и оказался неплохим мужем и отчимом. Быстро поняв печальные перспективы советской системы стал готовиться к выезду с семьёй за рубеж. Иванов, ставший к тому времени зав отделением психиатрии в крупной больнице, возмутился, что Медведева лишают детей. По своей инициативе он стал собирать документы для лишения Бориса родительских прав, полученных при живом отце. Бриш узнал об этом и счел действия бывшего приятеля не восстановлением справедливости, а проявлением юдофобии. Он вызвал бывшего приятеля в ночной клуб, где между ними произошёл примечательный диалог (далее по фильму).
Бриш: Ну что, выпьем за русскую удаль.
Иванов: Давай выпьем, только причём тут русская удаль.
Бриш: При всём при том, при всём при том, при всём при этом.
Иванов: Да не ёрничай ты! Удаль. Что бы мы делали без этой удали в 41-м. Мой отец в 17 лет ушёл добровольцем, оба моих деда погибли в ополчении.
Бриш: Перестань. Уже 50-т лет прошло, а ваша удаль всё ещё скачет на тройке, как и в гоголевские времена.
Иванов: Ну и что, что тебе не нравится.
Бриш: А то, что одна из этих лошадок явно антисемитской породы.
Иванов: Ты это серьёзно?
Бриш: Шучу. Ты меня за горло, а я шучу.
Иванов: Ты считаешь, что я антисемит.
Бриш: С душком.
Иванов: (смеясь) Мишенька. Всё это липа. Ты и сам прекрасно понимаешь, что всё это липа.
Бриш: Может сотни тысяч и уехали от этой вашей удали.
Иванов И ты тоже хочешь съехать. Ну и катись. Дорога скатертью. Проживём.
Бриш: Кто-кто, а ты никогда не дорастёшь до гражданина мира.
Иванов: Конечно, куда мне.
Бриш Ты и твои скифы. Вам всё равно суждено исчезнуть. В нации пьяниц ваши женщины разучились рожать. Не хотят и всё. Японцев на островах больше чем вас, на вашей 1/6.
Иванов: Если мы и исчезнем, Мишенька, то каким-нибудь другим путем. Господи, о чём с тобой говорить?
Разговор действительно закончен. В подтверждение своей позиции, Бриш подговаривает знакомых, которые есть у него везде, споить Иванова и бросить на улице, где того подобрал милицейский патруль и отвёз в вытрезвитель. Нарколог позвонил вчерашнему собеседнику и сказал «Спасибо за урок». «Пожалуйста» — последовал ответ.
Василий Белов предельно корректен; в романе; писатель ни разу не называет «пятую графу» Бриша, хотя она быстро становится понятной. Но в приведённом выше диалоге автор открывает лицо своего персонажа, как ненавистника русской «нации пьяниц», заражённой антисемитизмом и обречённой на вымирание. Себя он видит «гражданином мира» или космополитом. Это слово в конце 1940-х было синонимом еврея, постоянно унижающим его гражданское достоинство. Сорок лет спустя ориентиры поменялись на 180 градусов. Бриш выдвинул на первый план презрение к русскому народу, языку и культуре. Ненависть к стране галута — основа  поведения нашего соплеменника и причина выезда за рубеж,  При этом характер спора быстро перерос пикировку двух индивидов, начав восприниматься как обобщённое выражение нравственной позиции двух враждебных этносов. Советские евреи подаются авторами фильма как некая пятая колонна, которой лучше всего эмигрировать. Реакция типичного русского — облегчение: «Ну и катись. Дорога скатертью, Проживём». Но как жить русскому народу дальше? На этот вопрос Белов и Бурляев отвечают четко. Нравственная опора возрождения в сохранённой в глубинке народности, тогда как город — синоним разврата и разложения. Необходимы возвращение к традиционным принципам: возрождение православия, отказ от иноземных ценностей (в том  числе иудейских), уничтожающих великую Россию. Недаром лента заканчивается эпизодом центром которого является памятник  Сергию Радонежскому — некой нравственной звезде, чьи идеи подаются как единственный способ восстановить страну. А евреи (как и прочие инородцы) только враждебное препятствие на светлом пути… Чтож, многие проблемы фильма устарели в современном русском обществе, но антисемитизм остаётся его заметным признаком… С фильмом можно ознакомится в интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.