Рыцарь без доспехов (Великобритания, 1937) Режиссёр Ж. Фейдер

Длительность 102 минуты
Вольная экранизация одноимённого романа Джеймса Хилтона (1900 — 1954). Россия 1913 года, стало быть перед Мировой войной. Не пересекаясь поначалу развиваются две сюжетные линии. С одной стороны, петербургская красавица, графиня Александра Владинова (Марлен Дитрих), дочь министра и невеста гвардейского полковника Адраксина. Роскошная жизнь, придворные балы, поездки за границу и т д. С другой — английский репортер Эйнсли Фотерджил (Роберт Донат) проживший в России ряд лет, прекрасно знавший язык страны и её культуру. Но, за публикацию правдивой статьи о положении в обществе царская полиция выслала его на родину . Не желая уезжать домой, наш герой согласился работать на британскую разведку МИ-6. Ему выдали документы на имя Петра Уранова и поставили задачу внедриться в одну из революционных организаций. Он отрастил усы, бородку и отправился в указанный начальником книжный магазин, который посещали радикально настроенные рабочие и мелкая интеллигенция. По роману на культурного покупателя обратил внимание не хозяин бизнеса, а один из его продавцов — Аксельштейн (Бэзил Джилл). Писатель охарактеризовал его как «маленького еврея, обладающего значительным обаянием и культурой» (В фильме у персонажа другая внешность, статус, да и национальность замаскирована).

Через нового знакомого «Уранов» стал участником террористической группы. После неудачного покушения на министра Владимова (отца Александры) его и Аксельштейна арестовали и отправили в ссылку на север Якутии, почти к Ледовитому океану. От заточения их избавила февральская революция 1917 года. На обратном пути узников царизма восторженно встречали, а когда они добрались до городка Халинска Аксельштейна провозгласили председателем совета, а «Уранова» новый глава назначил своим заместителем.
В том же уезде находилось богатое имение молодой вдовы (муж погиб на фронте) графини Александры Владиновой-Адраксиной. К осени 1917 года по стране прокатилась волна стихийных бунтов. В один прекрасный день все слуги бежали из господского дома, затем туда явилась толпа крестьян грабить богатство хозяев. От гибели Александру спасло только появление отряда из Халинска во главе с председателем совета и его заместителем. Остановив разорение родового гнезда Владиновых, Аксельштейн национализировал имение, а графиню Александру отправил под конвоем «Уранова» в Москву. Так произошло их знакомство. Две сюжетные линии соединились и начался долгий, полный опасных приключений,  ведущий к любви, путь. С этого момента еврейская тема полностью исчезла с экрана… К сведению зрителей и читателей: Джеймс Хилтон имел известную склонность к юдофобии. Выведенные в романе, но отсутствующие в сценарии, комиссары Баумберг и Бронштейн производят неприятное впечатление непрерывной грызнёй за власть. Их «коллеги» и соплеменники из Екатеринбурга для которых не нашлось даже фамилий, просто отвратительны. Если к этому добавить не попавшую на экран фразу Аксельштейна, что революционное движение в России, по большей части финансировалось еврейскими банками и корпорациями, становится ясным кого винит писатель во всех бедах несчастной империи Романовых. Наверное поэтому создатели фильма дистанцировались от писателя в этом вопросе. Они оставили только одного самого положительного еврейского персонажа и расширили его роль.  Фильм и книгу можно найти в интернете, причём литературный источник гораздо интереснее его экранизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.