Длительность 110 минут
Сюжет основан на реальных событиях. Он сдобрен изрядной долей художественного вымысла, но раскрывает малоизвестную страницу Второй Мировой войны. После оккупации вермахтом Франции в 1940-м году более 7.000 испанских республиканцев, содержавшихся во французских тюрьмах, попали в руки гитлеровцев. Как лиц без гражданства их отправили в австрийский концентрационный лагерь Маутхаузен, на почти верную смерть. Однако, молодому коммунисту 23-летнему Франсиско Бойсу (Марио Касас) повезло, ибо отец научил его фотографировать. Поэтому юношу взял ассистентом офицер СС Франц Зирейс (Стефан Райнерт), снимавший ежедневную хронику кровавых будней лагеря. Изображение работы этой фабрики смерти не содержит в себе ничего нового по сравнению с показом иных страшных мест. Те же постоянные издевательства и жестокие расправы над заключёнными с помощью газовых камер, конвейер крематория. Изнурительный, часто бессмысленный труд, символом которого стала так называемая «лестница смерти». (186 крутых ступеней вверх по которым заключённые тащили тяжёлые каменные глыбы. Упавшего пристреливали охранники). Оригинальный сюжетный ход начинается с половины действия.
После поражения под Сталинградом гитлеровцы почувствовали, что запахло жареным. Из Берлина поступила директива уничтожить все свидетельства преступлений нацистов в лагере. В этот момент Франсиско и несколько его единомышленников приняли решение сохранить фотокадры истязаний, экзекуций, казней в Маутхаузене и сделать их достоянием мировой общественности. В фильме наглядно показано к каким ухищрениям приходилось прибегать узникам с риском для жизни, крадущим у официального фотографа обличительные плёнки и негативы. Только благодаря их подвигу большая часть спрятанного компромата «дожила» до освобождения лагеря и фигурировала как вещественное доказательство на Нюрнбергском процессе.
Сосредоточенность режиссёра на действиях испанских заключённых, как бы «вывело за скобки» другие категории узников. Не показаны героические действия советских военнопленных, составлявших треть заключённых в лагере. Не нашёл отражения массовый побег 500 человек из их числа в начале 1945 года. Положение евреев охарактеризовано парой небольших фрагментов первый из которых случился где-то в 1943-м. На 65 – 66 минутах действия к Фрицу Зирейсу привели для фото арестанта едва превышавшего рост лилипута. «Мастер»-эсэсовец приказал Франсиско встать рядом для сравнения «масштаба» недомерка и нормального мужчины. Пока двое лагерников ожидали съёмки, низкорослая «модель» сообщила Бойсу, что он — австрийский еврей, преподаватель из Линца знающий несколько языков, в том числе испанский. В финале картины главный персонаж искал по всему освобождённому лагерю спрятанные в разных местах негативы. Зайдя в здание администрации, он с ужасом обнаружил в одной из комнат заспиртованное тело запомнившегося ему узника. Из того сделали наглядное пособие для демонстрации отличий недочеловеков от арийцев. Один, но меткий, штрих к характеристике трагедии Холокоста… Фильм имеется на торрентах с русским переводом.